Липовецкий ставит пьесу Беленицкой об уроках свободы

На фото – репетиция спектакля «История от Матвея» © личный архив Олега Липовецкого

30 ноября в Театре драмы Кузбасса (Кемерово) пройдёт премьера спектакля Олега Липовецкого «История от Матвея».

Пьеса Нины Беленицкой «История от Матвея» (2015) участвовала во внеконкурсной программе фестиваля «Любимовка-2016». В 2017 году Олег Липовецкий стал режиссёром читки «Истории от Матвея» в Петрозаводске (Agriculture club, проект «НЕ ТО). Премьера в Театре драмы Кузбасса – первая постановка этого текста.

«Перемены в обществе и государстве рассказаны в пьесе на примере школьного класса, – рассказал журналу ТЕАТР. Олег Липовецкий. –  В этом смысле Нина Беленицкая наследует таким драматургическим произведениям, как “Наш класс” Тадеуша Слободзянека или “Мученик” Мариуса фон Майенбурга, но при этом находит свой оригинальный путь.

Основное действие пьесы не ограничивается локальным временным отрезком, а распространяется на одиннадцать лет, поэтому мы можем наблюдать за развитием героев и конфликтов на фоне исторической перспективы (последние годы существования СССР, перестройка, финал эпохи 90-х и начало нового века). Финальный эпизод пьесы происходит в наши дни, это позволяет герою, современнику, сформулировать своё отношение к истории из сегодняшнего дня, максимально приближает его к зрителю в зале.

История главного героя Матвея плотно переплетена с историями одноклассников, она не выделяется. Он – не герой, а обычный пацан из средней школы времён перестройки. Противоположный  лагерь – это учителя, администрация и работники школы. В человеке, особенно юном, заложено стремление к развитию и познанию. Познание – это всегда выход за установленные границы, поэтому подразумевает свободу. Свободу мысли, свободу слова, личную свободу. Естественно, что если одна сторона хочет свободы, а вторая – тотального контроля и подчинения, между ними возникает конфликт. В начальной школе ученики стремятся к свободе неосознанно, а повзрослев, они уже понимают, чего хотят, но не верят, что можно этого добиться, поскольку другой лагерь слишком всесилен. Когда же  “наверху” происходят изменения, молодые люди пробуют на вкус свободу, и их уже очень сложно остановить. Ребятам приходится учиться быть свободными.

В детстве у Матвея была игра: его бабушка разговаривала с ним, как будто она Алиса (героиня фильма “Гостья из будущего”). Матвея очень интересовало, каким оно будет – это будущее. И вот оно наступило. Стало настоящим. Оказалось, что будущее такое же, как и прошлое. Значит ли это, что будущего нет? Или это значит, что нужно найти выход из лабиринта времени? В какой момент мы заблудились? Какую работу над ошибками нам нужно сделать?».

Вместе с Олегом Липовецким над спектаклем работают композитор Александр Улаев, хореограф Татьяна Чижикова и художник по свету Елена Перельман.

«Музыка в спектакле – это, с одной стороны, знак. Каждому новому эпизоду соответствует песня из набора, который мог слушать герой в том возрасте, – отметил Олег Липовецкий. –  Музыка – машина времени, которая постепенно движется вместе с действием из прошлого в настоящее. С другой стороны, музыкальные хиты моментально эмоционально подключают зрителя к происходящему через личный ассоциативный ряд».

В постановке заняты артисты: Юрий Алсуфьев, Устинья Шокина, Наталья Новикова, Наталья Измайлова, Роман Манадышев, Роман Орлов, Иван Крылов, Софья Чинкова, Дарья Мартышина, Кристина Мирошниченко, Антон Остапенко, Владимир Волков, Евгений Шокин, Александр Емельянов, Михаил Быков, Владимир Волков, Олеся Шилова, Кирилл Гоммершмидт и Эльмира Макарюк.

Олег Липовецкий — режиссёр, продюсер, художественный руководитель Московского еврейского театра «Шалом». В 1999 году Олег Липовецкий окончил студию актёрского мастерства при театре «Творческая Мастерская», в 2010 – режиссёрский факультет Театрального института имени Щукина, а в 2013 «Школу театрального лидера». В Центре культурных инициатив (Петрозаводск) работал главным режиссёром (2011-2014). Поставил более сорока спектаклей в театрах России, неоднократный номинант «Золотой Маски». Среди его работ – «Мёртвые души» и «Мёртвые души. Том второй» в лесосибирском театре «Поиск», «Пять шагов до тебя» в МТЮЗе, «Перемирие» в новосибирском театре «Красный факел» и «Бременские музыканты» в Музыкальном театре Республики Карелия. Олег Липовецкий – создатель и художественный руководитель (до 2021 года) Международного конкурса новой драматургии «Ремарка».

Комментарии
Предыдущая статья
В Улан-Удэ покажут детский спектакль о мире геометрических форм 23.11.2021
Следующая статья
В Берлине из соображений политкорректности отменили новогоднего «Щелкунчика» 23.11.2021
материалы по теме
Новости
Режиссёр Олег Липовецкий написал книгу
На днях в издательстве «Городец» вышла художественная книга «Жизнь номер один». Её автор – режиссёр Олег Липовецкий, с недавних пор возглавляющий Московский еврейский театр «Шалом».
Новости
Олег Липовецкий поделился планами театра «Шалом» на 2022 год
Обновлённый московский еврейский театр «Шалом», по замыслу нового худрука Олега Липовецкого, станет местом притяжения для москвичей. На постановку приглашён целый ряд режиссёров нового поколения, в том числе Роман Каганович, Елизавета Бондарь и Пётр Шерешевский.