«Оборванец» в РАМТе: синяя тетрадочка и фарфоровая тарелочка

©Антон Белицкий. На фото: Мария Турова (Она), Александр Доронин (Леша)

Журнал ТЕАТР. – о спектакле Владимира Мирзоева по ранней пьесе Михаила Угарова.

В белой комнате РАМТа – крошечном антресольном пространстве – Владимир Мирзоев поставил раннюю пьесу Михаила Угарова “Оборванец”.
Белые стены одинокой, неуютной квартиры, холодной не потому, что плохо топят, а потому, что не согрета человеческим теплом. Место обитания, питания и засыпания. Не дом. Появляются здесь такие же неуютные люди с неустроенными судьбами.
Она – красавица, почитающая себя за фам фаталь (в списке действующих лиц героиня Марии Туровой так и названа: Она) завязывает роман с Лешей (Александр Доронин), совершенно не задумываясь, что обидит мужа (персонаж Андрея Сипина назван Кто-то). Безответно влюбленная в этого мужа стерва Наташа (Диана Морозова) в восторге от шанса наконец заполучить мужчину мечты – пусть озлившегося от измены и растрепанного от невнимания. Соседка Леши по квартире – бабушка Тихонова (Наталья Рязанова) – увлекательно рассказывает историю предательств, измен, разочарований и мести. Внимает ей Коленька (Алексей Мишаков) – мужчина, от которого давно ушла жена. Все они жаждут чужого: мужа, имущества, даже имени. Звучат, разыгрываются и подразумеваются истории про бесконечное перекати-поле человеческой жизни, где кто-то постоянно ворует, сманивает, тащит. Это варварская страсть к поглощению, завоеванию ради победы над кем-то, ради самоутверждения за счет другого. Присвоение чужого – главный лейтмотив пьесы, и речь идет не столько о материальных вещах, сколько о каком-то духовном обнищании, оскудении души.

В одной только Наташе еще теплится чувство – она то ластится к мужчинам, то холодно и жестоко их отталкивает – и все ищет и ищет возможности избежать одиночества. Она, кажется, не просто зациклена на человеке, а по-настоящему влюблена в него. Любовь не делит на “своих” и “чужих”, не смотрит на обручальное кольцо и не выжидает вдовства. Наташа долгие годы выслеживала и подглядывала, она готова перетерпеть еще несколько унизительных событий и встреч.
Поначалу предмет ее вздохов и козней, Кто-то, не понимает, что нельзя от всех бед отгородиться деньгами и откупиться безразличием. Он ставит себя выше несчастных “оборванцев”, презирает их свист и нахальные ночные телефонные звонки. Но и у него своруют, но и он станет беззащитен. Чтобы ничего не украли – надо ничего не иметь. Ничего-ничего, даже потрепанного томика “Смерти Ивана Ильича”, даже трехлитровой банки молока, даже зажигалки с серебряным шариком. В этом страхе за свое нет любви, только привязанность, желание обладать. Отношение к человеку превращается в отношение к товару: купил (выиграл, добился) – поносил – продал (выбросил, забыл). Ни мужу, ни его жене драматург не дал даже имен, превратив их в функции, толкающие сюжет. И если Андрей Сипин все же привносит в своего героя индивидуальное, персональное, то Мария Турова – совсем нет. Она – просто красавица в юбке с откровенным разрезом, просто товар, на который претендует целая очередь купцов.

Персонажи не могут просто плыть по течению – в болоте течений нет. Поэтому они постоянно совершают какие-то движения, мелочно суетятся, обустраивая жизнь, стремясь все разложить по своим местам. Коленька, чья супруга давно ушла к зубному врачу, а от того еще к кому-то, переманивает соседского кота. Ставит ему маленькие блюдечки с молоком. Кот ему, в общем, так же не нужен, как не нужна бабушке Тихоновой левая кладовочка, а Леше – чужая красавица-жена. Маленькая старушка, которую актриса Наталья Рязанова лишает всякой злобности, рассказывает свою бесконечную мелодраматическую канитель так обаятельно, с такими забавными подробностями, что вся эта бытовая история вдруг оборачивается размышлением о круге жизни, о возмездии и милосердии. Или, есть снизить – о снисходительности.

Главный герой – Леша, вечно насвистывающий оборванец, вообще-то все про себя понимает. Он создает иллюзию любви, пытаясь провести сторонних наблюдателей: вешает на стену напротив окна милое фарфоровое блюдечко, чтобы прохожие знали: в этом доме все в порядке, он под надежной защитой уюта. Днем так спокойнее, а ночью… ночью обыватель Леша превращается в персонажа, страдающего своей немочью, невозможностью что-то изменить в окружающем его порядке вещей, усталостью, опустошенностью бессмысленного существования. Александр Доронин эту “ночь” своего персонажа играет между Поприщиным и героем “Записок из подполья”, между откровенной паранойей, раздражающей беспомощностью и трогательной кротостью.

Спектакль Мирзоева вообще качается между низким и высоким, смешным и грустным – режиссер аккуратно монтирует в пьесу два фрагмента других угаровских текстов, делая сюжет более объемным, выводя его за пределы тесной пустой квартирки. Избитой фразы о том, что в итоге, “через три года” все будет хорошо, автор спектакля себе не позволяет. Все будет так, как будет: случай имеет не меньший вес, чем заслуги, а потому, когда кто-то попытается записать все грехи и подвиги в синюю тетрадочку, он непременно ошибется в расчетах. А значит, и не стоит тратить время на вычисление процента справедливости.

В финале, после банального удара в нос и обнаружения еще более банальной дырки в носке, герои встречаются на свалке, где-то между пивным ларьком и заглохшим заводом, в лязгающем тупике за трамвайной остановкой. Здесь ненужные предметы, рваные пакеты и они сами – столь же убогие и выщербленные. Поношенные жизни, оборванные люди, игрушечная железная дорога, где поезда ходят по кругу – как их воровски-безразличные судьбы. И вдруг, из страшненьких уголков и полочек, из обрезков и обломков они собирают маленький собор. Ожидание света, тепла и радости, новых возможностей. Угаров написал эту пьесу об эпохе застоя и смысл ее не в том, как изменить время, а в том, как жить, если выпало родиться в безвременье.

Комментарии
Предыдущая статья
Почему мы их так и не поняли 24.05.2019
Следующая статья
Фестиваль театров малых городов открылся в семнадцатый раз – в Камышине 24.05.2019
материалы по теме
Новости
На книжном фестивале в Архангельске презентуют сборник пьес Театра.doc
29 августа в рамках фестиваля «Белый июнь — 2020» в Архангельске пройдет презентация книги «Антология.doc», куда вошла 31 пьеса «Театра.doc» о событиях в России с 2002 по 2020 год. Там же будет показан спектакль, драматургом которого выступает Иван Угаров —…
Новости
Владимир Мирзоев выпустил аудиоспектакль по пьесе Бродского
На сайте «Новой газеты» вышел аудиоспектакль Владимира Мирзоева «Мрамор» по пьесе Иосифа Бродского, главную роль в котором исполнил Максим Суханов.