Федотов и Новиков сыграют отца и сына в спектакле Павловича

На фото - Фёдор Федотов, Александр Новиков и Роман Кочержевский на репетиции спектакля "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена" © Юлия Смелкина

7 и 8 мая в петербургском Театре имени Ленсовета пройдёт премьера спектакля Бориса Павловича «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» по мотивам одноимённого романа Лоренса Стерна.

Обращаясь к знаковому для европейской культуры, но лишённому богатой сценической истории тексту, театр в официальном релизе описывает будущий спектакль и сам роман с иронической интонацией. «В середине XVIII века никому не известный провинциальный священник из Йорка опубликовал книгу, изменившую мировую литературу, — говорится в анонсе. — Современники такого не ожидали. Им и в голову не могли прийти такие слова, как „антироман“ или „поток сознания“. Не ожидал этого и сам Лоренс Стерн. Просто ему было грустно, и он сочинил самого несчастного человека на свете — Тристрама Шенди. Книга, само собой, получилась одной из самых весёлых на свете. <…> Спектакль Бориса Павловича продолжает безумный аттракцион Лоренса Стерна, перемешивая абсурдный британский юмор, личные истории артистов спектакля и музыку позднего барокко. Впрочем, кажется, музыку XVIII века написал композитор Роман Столяр».

В спектакле заняты всего шесть актёров, причём в команду к штатным артистам Театра имени Ленсовета Борис Павлович пригласил Фёдора Федотова — одного из ведущих молодых актёров ТЮЗа имени Брянцева, резидента Социально-художественного театра. О том, как участники спектакля вместе с судьбой Тристрама Шенди исследуют в постановке свои собственные биографии, пресс-службе театра рассказал исполнитель заглавной роли Александр Новиков: «Задачи перенести на сцену все 800 страниц девятитомного романа ни у режиссёра Бориса Павловича, ни у нас, шестерых актёров, не стоит. Есть Тристрам (это я), есть его мать (Наталья Шамина) и отец (Фёдор Федотов), есть брат отца дядя Тоби (Роман Кочержевский), есть вдова Уодмен (Ольга Муравицкая), у которой особые взаимоотношения с дядей, и горничная Сюзанна (Анна Гольдфельд). Смелость и загадочность композиции этого романа невероятная, он сопоставим с эпопеями Джойса и прочих великих литературных фантазёров и мистификаторов: одна сюжетная линия налезает на другую, любой рассказ прерывается на полуслове… Какими словами можно рассказать про свои мотивы, про свою природу, чувства, да даже просто про факты своей жизни? Лирический герой романа, некий джентльмен Тристрам Шенди, пытается сосредоточиться на фактах своей биографии — и каждая попытка заканчивается бессмыслицей, ибо сложность жизни как таковой не находит адекватных этой сложности слов для рассказа. На него обрушиваются внутренняя рефлексия, растерянность, невозможность выстроить систему координат и ценностей, невероятная трудность в попытках соединить свою линию жизни с линиями жизни других людей, даже самых близких — отца, матери. Он пытается обнаружить во всём этом систему — и никакая система не складывается. Ему хочется хотя бы самому себе объяснить, почему, как ему кажется, в его жизни не случилось всё: он считает, что был неправильно зачат, неправильно вынут акушеркой из материнского чрева, неправильно назван, неправильно крещён. Если на русскую почву эту историю переносить, сопоставлять с нашими традиционными героями литературы, то это всем нам хорошо знакомый „маленький человек“. И мы хотим рассказать, что жизнь такого человека ценна сама по себе».

Тизер спектакля «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» © соцсети Театра имени Ленсовета

В тизере спектакля Борис Павлович говорит: «Наверное, это самая странная книга мировой литературы. Шкловский сказал про неё: „Это книга о том, как величествен человек даже в своих поражениях“. Красивая мысль». Помимо собственных историй участников спектакля, частью постановки станут фрагменты сочинений поэта Леонида Аронзона.

В постановочной команде спектакля — авторы сценографии и костюмов Мария Лукка и Александр Мохов, художник по свету Стас Свистунович, автор видео Игорь Домашкевич, режиссёр по пластике Валентина Луценко, а также упомянутый выше композитор Роман Столяр.

Комментарии
Предыдущая статья
Премия Casta Diva назвала лауреатов за 2021 год 28.04.2022
Следующая статья
Театр.doc покажет архивные спектакли Ивана Вырыпаева 28.04.2022
материалы по теме
Новости
В Кемерове откроется первый театральный вуз
В сентябре в Кемерове начнёт свою работу Сибирская Высшая школа музыкального и театрального искусства, которая станет первым из трёх филиалов Российского государственного института сценических искусств. Подобные вузы также откроются в Калининграде и Владивостоке.
Новости
Театральная арт-резиденция на Байкале исследует «Загадки русского народа»
С 28 августа по 5 сентября на острове Ольхон пройдёт III Международный фестиваль-резиденция современного искусства RADI SVETA: BAIKAL.