В Неаполе проходит выставка “Форт искусства Эймунтаса Някрошюса”

На фото - экспозиция выставки "Meno fortas Эймунтаса Някрошюса" © Ivan Nocera

Увидеть её в Palazzo Fondi можно будет до 14 июля, а до ноября выставка побывает в Санкт-Петербурге, Люблине и Вильнюсе.

Как рассказывал ранее директор Meno Fortas’a Аудрюс Янкаускас, после ухода своего основателя театр принял решение организовать ряд событий, посвящённых памяти мастера. Цикл, получивший название «Последние», географически включает в себя страны, в которых работал Някрошюс и в которых его особенно ценили, — Италию, Россию, Польшу и, разумеется, Литву, — а содержательно варьируется в зависимости от каждой конкретной страны. Однако выставка «Meno fortas (форт искусства) Эймунтаса Някрошюса» — неизменная составляющая. Название — не только игра слов (второе в этом случае пишется с маленькой буквы), но и выражение художественного кредо режиссёра. Примечательно, что, хотя смысл здесь выходит на первый план, в итальянской версии литовское словосочетание сохранилось без перевода.

Организаторы сообщают, что целью выставки, которую составили соратники и постоянные соавторы режиссёра Надежда Гультяева и Марюс Някрошюс, было «прикоснуться к личности художника, показать его образ мысли и человеческую позицию». В основе выставки — фотографии из личного архива, в том числе запечатлевшие процесс работы над спектаклями, эскизы костюмов и декораций, авторские рисунки Надежды Гультяевой, а также реквизит и другие объекты из ныне не идущих спектаклей Някрошюса — «Гамлета», «Отелло», «Макбета», «Песни песней», «Фауста», «Идиота» и «Божественной комедии». Аудрюс Янкаускас (напомним, он не только директор Meno Fortas’a, но и художник по свету большинства спектаклей театра, включая всю «шекспировскую трилогию»), выступивший в качестве художника-дизайнера «Форта искусства», рассказывает, что, если глобальной задачей было проследить двадцатилетие жизни Meno Fortas’a с большой и маленькой букв, то локальной — показать движение «от точки до объекта, огромных элементов сценографии, собственно предметов: от фаустовой кости, от гамлетовой пилы — до переходивших из спектакля в спектакль стульев, сделанных отцом Эймунтаса Някрошюса».

Пространство, архитектором которого выступает Марюс Някрошюс, организовано не только визуально, но и звуково: буквально с порога посетитель «Форта искусства» слышит стук капель, падающих на барабан Призрака в финале някрошюсовского «Гамлета», — как формулируют в одном из литовских СМИ, «когда слова уже отзвучали, а дальше — тишина». Тишина и звук — ещё одна составляющая выставки, кураторами которой являются Аудронис Люга и Юлия Реклайте.

Копродюсеры выставки, создававшейся усилиями Meno Fortas’a и вильнюсского Молодёжного театра, — Неаполитанский международный театральный фестиваль, люблинский фестиваль «Театральные конфронтации» и «Балтийский дом». События цикла «Последние», помимо всех перечисленных фестивалей, пройдут также в Москве в рамках «Территории».

Ещё одна художественная константа цикла «Последние» — показ документального фильма Аудрониса Люги «Эймунтас Някрошюс: отдалить горизонт». Отметим, что в Москве — вскоре после окончания работы над фильмом — «Отдалить горизонт» уже показывали в «Гоголь-Центре».

Завершится путешествие «Последних» в Вильнюсе, причём выставка в Национальной художественной галерее откроется 21 ноября, то есть спустя год и один день после ухода Эймунтаса Някрошюса из жизни.

В рамках Международного театрального фестиваля в Неаполе должен был пройти показ спектакля Някрошюса — лабораторной работы с итальянскими актёрами, к которой он даже успел приступить. Предполагалось, что играть спектакль будут в Большом амфитеатре Помпей. Намеченная премьера не смогла состояться, однако организаторы фестиваля сочли необходимым почтить память ушедшего режиссёра выставкой — и гастролями одного из последних спектаклей мастера, поставленного им в Литве.

Международный театральный фестиваль в Неаполе открылся двумя показами спектакля «Цинк (Zn)». Эта работа, в основе которой — две книги Светланы Алексиевич из цикла «Голоса утопии», «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва», — последняя постановка Эймунтаса Някрошюса в Вильнюсе и в созданном им театре Meno Fortas. «Цинк (Zn)» выпускался как копродукция Meno Fortas’a с вильнюсским Молодёжным театром — он стал первой после 26-летнего перерыва (и, как оказалось, последней) постановкой Някрошюса в театре, где он выпускал свои первые спектакли: от дебютного «Вкуса мёда» (1977) до сделавших его широко известным в России и за рубежом «Квадрата», «Пиросмани, Пиросмани…», «Дяди Вани», «И дольше века длится день» и «Носа», а также первую в Литве рок-оперу «Любовь и смерть в Вероне» (1982) — спектакль, не только ставший абсолютным хитом, но и до сих пор нередко вспоминаемый видевшими как беспрецедентное в их жизни культурное событие. Там же Някрошюс поставил спектакль «Кошка за дверью» по пьесе Григория Кановича и Саулюса Шальтяниса. Оба ныне здравствующих автора — знаковые для Литвы писатели, чьи сочинения и инсценировки неоднократно становились литературной основой спектаклей Някрошюса: в частности, последняя постановка режиссёра в Литве — «Сукины дети» по одноимённому роману Шальтяниса (Драматический театр Клайпеды). Напомним, «Цинк (Zn)» будет показан в этом году в Москве в рамках фестиваля «Территория».

Комментарии
Предыдущая статья
“Дворовый” спектакль Серзина по стихам Рыжего привозят в Москву 14.06.2019
Следующая статья
Виктор Рыжаков проведет режиссерскую лабораторию на Алтае 14.06.2019
материалы по теме
Новости
В Петербурге покажут считавшийся утраченным вариант пьесы «Дибук»
Сегодня, 11 марта, в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке открывается выставка «Меж двух миров. Семён Акимович Ан-ский и его пьеса „Дибук“».
Новости
На выставке в Москве покажут связь биомеханики и театра кукол
В московской галерее «На Шаболовке» открылась выставка «Биомеханика Мейерхольда. Актёр. Кукла», приуроченная к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда. Это совместный проект галереи с Музеем Театра кукол имени Образцова.