rus/eng

Начинаем аккуратно

Татьяна Доронина и Иннокентий Смоктуновский в спектакле "Идиот" (1966). Реж. - Георгий Товстоногов.  Фото из архива театра.

Татьяна Доронина и Иннокентий Смоктуновский в спектакле “Идиот” (1966). Реж. – Георгий Товстоногов.Фото из архива БДТ

Андрей Могучий: «Посмотрите на эту фотографию. Как это возможно?! Такие глаза! Я уже давно не видел в русских спектаклях таких глаз. Может, мы прямо с этого и начнем: возьмем эту фотографию и попробуем понять, как добиться от актера такого взгляда».

«Эстетика обновленного БДТ не должна быть декларативной, ее нужно прорастить», — повторяет он, словно мантру. Труппа театра, судя по всему, идет ему на встречу. По крайней мере, сам режиссер признался, что уже почувствовал «то, что сложно артикулировать», но «что должен почувствовать режиссер, приступая к работе в новом коллективе».

Интрига, терзавшая петербургских театралов с момента его назначения, разрешилась. Повторения истории воцарения Товстоногова, который первым делом закрыл все старые спектакли, не произошло. Труппа цела, текущий репертуар тоже. Художественная программа, озвученная новым худруком, говорит скорее о стремлении к эволюционным изменениям, чем о жажде кровавой революции.

«Три кита» нового БДТ:
— ориентация на европейский театральный процесс;
— сохранение и популяризация наследия «золотого века» БДТ;
— концепция «Эпоха Просвещения»: театр, распахнутый к городу.

Запланированные премьеры сезона, который пройдет под знаком 95-летия со дня основания театра, служат тому подтверждением. Уже в декабре на сцене Каменноостровского театра планируется выпуск «Алисы в стране чудес». До поры до времени остается лишь гадать о том, что выйдет из-под пера петербургского писателя Сергея Носова. Оригинальный сценический текст будет создаваться актерами, режиссером и драматургом в процессе репетиций — в практике БДТ такого еще не было. Спектакль рассчитан на среднее и старшее поколения труппы, а в главных ролях выступят Алиса Бруновна Фрейндлих и Олег Валерианович Басилашвили.

Но настоящая встряска ожидает театр в мае, на открытии Большой сцены. Могучий с молодежной командой сам поставит «Что делать?» Чернышевского. 3D технологий, в отличие от Александринки и Мариинки, Большой Драматический не обещает, но технические возможности будущей площадки и спортивный задор команды реформаторов гарантируют Вере Павловне веселые сны.

Кроме художественного руководителя на сценах театра этой осенью начинают репетировать :
• Анджей Бубень («Детство 45-53: а завтра будет счастье» Л. Улицкой, премьера— весна 2014, Каменноостровский театр),
• Евгений Ибрагимов («Когда я снова стану маленьким» Я. Корчак, премьера — весна 2014, Каменноостровсий театр),
• Федор Лавров («Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и ее бессердечной бабушке» Г.Г. Маркеса, премьера — весна 2014, Каменноостровский театр ).
• Иван Вырыпаев («Пьяные» И. Вырыпаева, премьера — осень 2014, Большая сцена БДТ),
• Эльмо Нюганен (материал еще не выбран, премьера — осень 2014, Большая сцена БДТ)

Имена Эльмо Нюганена и Ивана Вырыпаева и в афише БДТ, разумеется, не случайны. Как и их присутствие на пресс-конференции. Отсчет пошел, новая программа БДТ уже реализуется. Интеграция одной из самых консервативных сцен города в европейский контекст совершается осторожно, пока что через знакомых и родных русскоязычных режиссеров. Проекты Федора Лаврова и Нюганена — это символичные для БДТ «возвращения». «Аркадия» знаменитого эстонца в далеком 1998-м послужила поводом к разговору о ренессансе «геронтологически состарившегося» (слова С.Юрского) театра. Лавров же, известный в последние годы своими работами в кино и МХТ им.Чехова, не просто возвращается на родную сцену режиссером-дебютантом, но дает возможность увидеть в свежей роли Нину Усатову, несколько лет не обновлявшую свой репертуар. Дальше будет жестче: переговоры ведутся с Тиитом Оясоо (Эстония), Кристианом Смедсом (Финляндия) и Кэти Митчелл (Великобритания). Чтобы альянс приглашенных режиссеров с труппой и петербургской аудиторией был менее болезненным и более плодотворным, не лишне им заранее познакомиться — эта простая и здравая мысль послужила поводом к созданию проекта «Европейское театральное пространство в Санкт-Петербурге». Уже в ноябре можно будет посмотреть вырыпаевский «Танец Дели» (Театр Народовы, Варшава) и его же «Иллюзии» ( Театр «Практика», Москва), а также спектакль Эльмо Нюганена «Я любил немку» (Таллинский городской театр).

Вернуть театр, уже давно замкнутый на себе самом, в ритм современного города и, с другой стороны, привести «город», нового зрителя, в БДТ,— такова основная задача концепции «Эпоха Просвещения». Первая просветительская акция пройдет уже осенью. С 4 по 10 ноября, в дни школьных каникул, будут организованы специальные экскурсии для детей по строящемуся театру. «Это уникальный шанс увидеть, из чего сделан театр, как он создается, услышать историю и легенды БДТ» — взахлеб рассказывал на пресс-конференции новый худрук. Кроме этого проекта, рабочее название которого «Театр изнутри», в здании на Каменном острове ребята смогут поучаствовать в «Спектакле изнутри», примерив на себя всевозможные роли, от гардеробщиков до солистов. Завершающим этапом исследования станет проект «Я изнутри» режиссера Жени Беркович, рассчитанный на подростков.

ТПАМ, ставший уже славной предновогодней традицией, Могучий отменять не собирается. Даже наоборот, намерен использовать его ресурсы для обновления БДТ. Семь молодых режиссеров из разных стран мира будут изучать метод Товстоногова по записям спектаклей, фотографиям, текстам — словом, всем материалам, которыми располагает архив театра. Это уже не абсурдное поклонение Традиции, а вполне конкретная работа — исследовательская, просветительская, популяризаторская.

Комментарии: