rus/eng

Монгол улсын дуурь и другие оперные здания

«Театр.» публикует краткие биографии самых необычных, забавных, авангардных, а порой и нелепых оперных зданий мира — их список был предложен нашим экспертом Сергеем Ходневым. В перечень вошли и самые старые театры Европы вроде уцелевшей с античных времен Арены ди Верона, и новейшие чудеса света вроде Пекинской оперы, и признанные архитектурные шедевры вроде Сиднейской. Как выяснилось, самый маленький в мире оперный дом расположен в Нью-Йорке, а самый большой российский театр находится в Новосибирске. В список, как вы обратите внимание, не вошли ни миланская Ла Скала, ни парижская Опера Гарнье, зато в нем есть куда более неказистая Опера Бастий — мы подбирали не самые именитые оперные дома, а скорее самые примечательные в сугубо архитектурном смысле.

Особых усилий стоило раздобыть сведения о здании Монгольского театра оперы и балета в Улан-Баторе. Чтобы найти о нем хоть какую-то информацию, нашим экспертам пришлось начать изучение монгольского языка. Эти первичные знания помогли выяснить, что точных сведений о возведении Монгол улсын дуурь (что значит Монгольская академическая опера) нет, похоже, даже на просторах монгольского Интернета.

Материал подготовлен при участии Ольги Челюк и Александры Платущихиной

Амато-опера в Нью-Йорке (Amato Opera)

Вероятно, самый маленький оперный театр в мире. Труппу, выпускающую уютные полулюбительские постановки в окрестностях Манхэттена основали в 1948-мсупруги Антони и Салли Белл Амато. Свое первое здание компания получила в 1951-мпо адресу: 159 Bleecker Street. Зал был рассчитан на 299 мест. В дальнейшем театр несколько раз переезжал и в 1964-мполучил постоянную прописку с залом на 107 мест и шестиметровой сценой на улице Бовери (319 Bowery street). В 2010-мАнтони Амато выпустил книгу под названием «Самая маленькая гранд-опера в мире» («The Smallest Grand Opera in the World»). Антони Амато умер 13 декабря 2011 года, но его театр пока продолжает существовать.

Арена ди Верона (Arena di Verona)

Одна из самых старых оперных площадок Европы. Арена ди Верона — третий по величине из сохранившихся античных амфитеатров после римского Колизея и амфитеатра в Капуе. Был построен для проведения гладиаторских боев во время правления императора Августа. Тогда, в I веке, он стоял за чертой города, но со временем эта территория стала главной площадью Вероны — Пьяцца Бра. Отличающийся исключительной акустикой амфитеатр изначально был рассчитан на 30 000 зрителей. Фасад был облицован белым и розовым известняком, однако внешняя стена амфитеатра обрушилась во время землетрясения в 1117 году. Сохранившийся фасад амфитеатра выполнен из камня, цемента, речной гальки и кусков кирпича. В XVI и XVII веках зрительские трибуны полностью перестроили. С XVIII века Арена ди Верона использовалась как театральная сцена, а с 1913 года — как площадка для представлений ежегодного оперного фестиваля. Вместимость арены сегодня составляет 15 000 зрителей.

Астраханский театр оперы и балета

Самая молодая, масштабная и претенциозная отечественная постройка, уже успевшая получить неофициальный титул самого безвкусного оперного театра. Здание строилось к 450-летнемуюбилею города. Строительство шло всего четыре года, но с невероятным размахом. Театр задумывался московским архитектором Алексеем Денисовым как многофункциональный культурный центр. Площадь здания составляет 52 000 квадратных метров, вместимость главного зала — 1200 зрительских мест. Всего же в театре три сцены, выставочные залы и библиотека. Театр спроектирован в так называемом русском стиле, но при этом оснащен новыми технологиями. Так, например, партер зрительного зала в течение антракта может трансформироваться, а на самой высокой отметке, над сценической коробкой задумана телевизионная студия. Официально театр открылся 27 октября 2011 года концертом симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Аудиторио де Тенерифе (Auditorio de Tenerife)

Один из архитектурных шедевров новейшего времени, оснащенный уникальным органом. Концертный зал Аудиторио де Тенерифе расположен в центре испанского города Санта-Крус на острове Тенерифе. Его необычная дугообразная крыша достигает 100 м в длину и весит 350 тонн. С двух внешних террас открывается потрясающий вид на Атлантический океан. Здание, созданное знаменитым архитектором и инженером Сантьяго Калатравой,включает два зала. Вдоль стен партера симфонического зала под потолком его куполообразного свода закреплены 3835 труб органа особой конструкции. По своим техническим характеристикам и дизайну, автором которого стал каталонец Альберт Бланкафорт, этот орган признан абсолютной музыкальной инновацией в мире. Открытие Аудиторио состоялось 26 сентября 2003 года. А в марте 2008 года была выпущена почтовая марка с изображением Аудиторио в серии из шести самых необычных строений Испании.

Гранд-театр в Бордо (Le Grand Théâtre de Bordeaux)

Один из самых старых и самых красивых оперных домов Европы и вдобавок — один из лучших образцов архитектуры классицизма — стиля Людовика XVI. Идея театрального здания, выполненного в античном стиле, пришла в голову зодчему Виктору Луи неслучайно — на том месте, где к 1780 году был построен Гранд-театр, в римскую эпоху стоял городской форум. Очень точные акустические расчеты, которые проводились во время проектирования здания, позволили в конечном счете добиться необыкновенного качества звучания инструментов и голосов певцов. Интерьер театра примечателен большой парадной лестницей. Считается, что именно она вдохновила архитектора Шарля Гарнье, проектировавшего здание Гранд-опера в Париже. В 1871 году, во времена Парижской коммуны, в здании театра заседало национальное собрание Французской республики.

Гроссес Фестшпильхаус в Зальцбурге (Grosses Festspielhaus, Salzburg)

Это самый большой зал в театральном комплексе Зальцбурга, состоящем из трех зданий. И одно из масштабнейших сооружений такого плана в мире. Его строительство началось в 1956 году с того, что специально для него был стесан отвесный склон горы Менхсберг. В 1960 году на этом месте появился зрительный зал. Архитектор Клеменс Хольцмайстер решил использовать в качестве театрального фойе сохранившееся в первоначальном виде здание бывших архиепископских конюшен. Фасад остался почти без изменений, а внутри на полу разместилась мозаика с изображением лошадиных голов. В оформлении интерьера театра использованы произведения искусства второй половины XX века — керамические пластины Арно Леманна, настенная живопись Вольфганга Хуттера и Рудольфа Платтнера и другие. Знаменит и занавес Большого фестивального зала, сделанный из металлических листов и ставший одним из символов Зальцбургского фестиваля.

Каирский оперный театр (Dār el-Opera el-Masreyya, The Cairo Opera House)

Один из самых экзотичных оперных домов мира. Каирский оперный театр открылся 10 октября 1988 года в южной части острова Гезира на месте старого здания, сгоревшего семнадцатью годами ранее. Построено оно было еще в 1869 году по проекту итальянских архитекторов Авоскани и Росси в честь открытия Суэцкого канала. В новом театре три зала, один из них открытый. Главный зал театра вмещает 1200 человек на четырех уровнях, включая сиденья для музыкантов, три яруса и президентскую ложу, малый зал — 500, а наружный — 600 человек. Основную часть репертуара составляют выступления гастрольных трупп. Оперный театр является частью Каирского национального культурного центра. В здании расположены музей современного искусства, музей оперного театра, музыкальная библиотека.

Маркграфский оперный театр в Байройте (Markgräfliches Opernhaus, Bayreuth)

Это самый крупный из сохранившихся немецких музыкальных театров XVIII века (глубина сцены составляет 27 метров). И один из самых красивых. Среди оперных зданий Германии он единственный дошел до наших дней в первоначальном виде. Проект театра принадлежал архитектору Жозефу Сен-Пьеру. Строительство шло с 1744 по 1748 год и было приурочено к помолвке дочери маркграфа Байройтского, Елизаветы Фридерики Софии Бранденбург-Байройтской. Интерьер зрительного зала, признанный жемчужиной немецкого барокко, создан Джузеппе Галли Бибиена, самым известным театральным архитектором и сценографом того времени. Именно этот театр Рихард Вагнер планировал сделать площадкой для своих музыкально-драматических постановок. Но затем, изменив решение, построил в Байройте свой Фестшпильхаус. Сегодня на сцене Маркгафской оперы проходят ежегодные Байройтский пасхальный фестиваль и Байройтский фестиваль барокко.

Метрополитен-опера (The Metropolitan Opera)

Самый вместительный оперный театр мира. Метрополитен-опера (сокращенно Мет) открылась в Нью-Йорке в 1883 году, но нынешнее свое здание в Линкольн-центре на Манхэттене обрела только в 1966-м.Тогда к ее открытию была приурочена мировая премьера оперы Сэмюэла Барбера «Антоний и Клеопатра». Здание театра, спроектированное архитектором Уоллесом Харрисоном, имеет зрительный зал, славящийся прекрасной акустикой и внушительной вместимостью — 3800 мест. Помимо основной сцены существует еще три вспомогательных. На стенах вестибюля расположились монументальные фрески Марка Шагала. А занавес украшен шитьем из чистого шелка и весит несколько сотен килограммов. Сцена Метрополитен-оперы славится большим количеством американских и мировых оперных премьер, и без выхода на эту площадку немыслима карьера настоящей суперзвезды.
Монгольский академический театр оперы и балета в Улан-Баторе

(Монгол улсын дуурь бужгийн эрдмийн театр)

Еще один пример архитектурной экзотики и памятник советской экспансии на Восток. Официально здание оперного театра Улан-Батора открылось 15 мая 1963 года постановкой оперы «Евгений Онегин». Однако по не уточненным данным здание на площади имени Сухэ-Батора, спроектированное советским архитектором М. С. Жировым в духе сталинского ампира, было закончено еще в 1950-е.Более подробной информации о том, кем, как и когда строился Монгольский оперный театр и каковы его особенности, в пространстве русско- и англоязычного Интернета обнаружить не удалось.

Новосибирский академический театр оперы и балета

Самый большой оперный театр в России. Новосибирский театр оперы и балета начал строиться в 1931-мкак грандиозное конструктивистское сооружение под названием Дом науки и культуры. Затем проект несколько раз менялся в соответствии с требованиями сталинской эпохи и в итоге обрел более классический облик, что не помешало ему взять Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1937-м.В ходе строительства все руководители стройки были объявлены врагами народа и расстреляны. Так что в своем окончательном театральном варианте здание открылось только в мае1945-го.Зрительный зал цилиндрической формы вмещает 2000 зрителей. Сцена в глубину насчитывает 30 м, а высота колосников составляет 29,5 м. Самой уникальной частью здания остается его купол диаметром 60 м и высотой 35 м — перекрытие без контрфорсов и ферм, держащееся исключительно силою своего искусно распределенного веса. За свои размеры здание получило прозвище Сибирский Колизей.

Опера Бастий (Opera Bastille)

Одно из самых больших и самых спорных оперных зданий новейшего времени. Опера Бастий построена архитектором Карлосом Оттом в 1989 году на месте бывшего Бастильского вокзала. Строительство шло около пяти лет. По идее заказчиков и архитектора, новый театр должен был приобщать широкого зрителя к классической музыке. Это огромное, претендующее на ультрасовременность, но довольно нелепое здание имеет цилиндрический зеркально-бетонный фасад. Зал Оперы Бастий рассчитан на 2723 места, традиционный портал сцены отсутствует. Таким образом, с любого места можно хорошо видеть все, что происходит на сцене. Закулисное же пространство в 9 раз превышает площадь сцены. Однако при этом в театре не слишком хорошая акустика. Другой проблемой стал быстро износившийся фасад — его новая облицовка была сделана несколько лет назад. Опера открылась 13 июля 1989 года, в двухсотую годовщину взятия Бастилии, постановкой Боба Уилсона «La Nuit avant le Jour» («Ночь накануне»).
Пекинский национальный центр исполнительских искусств

(National Centre of the Performing Arts, Beijing)

Одно из признанных чудес света нашего времени. Оперный центр Пекина открылся в 2007-м,он был построен за шесть лет по проекту французского архитектора Поля Андре. Центр выстроен из титана и стекла и имеет форму эллипсоида. Он окружен рукотворным озером, что делает его похожим на плавающее в воде яйцо или на каплю воды. Центр расположен чуть западнее площади Тяньаньмэнь (главная площадь Пекина, она же самая большая в мире). Зрители попадают в театр по подводному коридору. В здании три зала: оперный, концертный и театральный. Оперный зал вмещает 2416 человек. Концертный зал для классических симфонических концертов и китайской национальной музыки рассчитан на 2017 мест. Театральный зал на 1040 мест построен в китайском традиционном стиле. Официально театр открылся 22 декабря 2007 года, а 25 декабря в нем уже выступала труппа Мариинского театра с оперой «Князь Игорь».

Сиднейский оперный театр (Sydney Opera House)

Уникальным здание Сиднейской оперы делает крыша, состоящая из каскадов парусообразных раковин. Строительство этой сложнейшей конструкции затянулось на четырнадцать лет, однако открытый в 1973 году английской королевой Елизаветой II театр сразу же стал одним из символов не только города, но всего австралийского континента. И вскоре был признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры. Сиднейская опера является целым комплексом театральных и концертных зданий разной величины. Датский архитектор Йорн Утзон предложил проект, который позволяет сразу нескольким залам функционировать одновременно, не мешая друг другу. В целом здание занимает площадь в 2,2 гектара. Его корпус весом в 161 000 тонн опирается на 580 свай, опущенных в воду на глубину почти 25 метров. Своеобразная ступенчатая форма крыши первоначально стала источником проблем с акустикой. Поэтому пришлось спроектировать специальные потолки, отражающие звук.

Театр Кювилье в Мюнхене (Cuvilliéstheater)

Уникальный памятник театральной архитектуры XVIII века. Театр Кювилье, расположенный внутри мюнхенской Резиденции (дворца Баварских курфюрстов и королей), был построен в 1751–1753 годах.Спроектированный придворным архитектором-французом Франсуа Кювилье, театр был назван в честь своего создателя и прославился благодаря изысканному интерьеру зрительного зала, который считается одной из вершин стиля рококо в Европе. На его сцене в 1781 году состоялась премьера оперы Моцарта «Идоменей». В XIX веке среди постоянных зрителей Театра Кювилье были Иван Тургенев и Генрих Гейне. Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало, восстановить его удалось лишь в 1958 году. В 2008-м,после очередной многолетней реконструкции театр вновь открылся постановкой оперы «Идоменей».

Театро Реаль (Teatro Real)

Театр с нелегкой судьбой: много раз горел и перестраивался. Проект королевского театра в Мадриде был заказан главному архитектору города Антонио Лопесу Агуадо еще в 1818-м,однако его торжественное открытие состоялось лишь 19 ноября 1850 года, в день рождения королевы Изабеллы II, большой любительницы оперы. Вероятно, поэтому театр построили непосредственно напротив королевского дворца. Такое расположение определило его судьбу: он не только горел, но в разные годы служил пороховым складом, залом заседаний и даже казармой. В ХХ веке его использовали как консерваторию и концертный зал. Повторное открытие Реала как главного оперного театра страны состоялось в 1997-м.После очередной реставрации театр обрел уникальную сценическую площадку в 1430 квадратных метров, где возможны сложнейшие смены декораций. В зале 1850 зрительских мест, теперь он прекрасно оборудован и считается одним из самых удачных в смысле визуальной доступности сцены.

Комментарии: