Молодые режиссеры: Переход качества в количество

«Театр.» решил узнать у московских и питерских критиков, кого из режиссеров, появившихся за последние 4-5 лет, они для себя отметили и возлагают ли на кого-нибудь надежды. Три четверти респондентов отметили выпускников курса Сергея Женовача. Так или иначе упомянуты в опросе оказались практически все режиссеры, дебютировавшие в московских и питерских театрах за последние несколько сезонов. Однако выделить среди упомянутых тех, в кого они по-настоящему верят, критики в подавляющем большинстве затруднились.

Дина Годер, «Московские новости»

Для себя я отметила тех ребят, которые вышли из мастерской Сергея Женовача в РАТИ: Марфа Горвиц (Назарова), Егор Перегудов, Екатерина Половцева, Сигрид Стрем Рейбо, Александр Хухлин. Это люди со своим взглядом и с какими-то умениями. А дальше — посмотрим.

Ольга Егошина, «Новые известия»

Более или менее внятная команда режиссеров проявилась только в последние два сезона. Понятно, что пока они скорее радуют своим общим уровнем, чем яркими индивидуальностями (даже Някрошюсу все-таки понадобилось несколько лет и спектаклей, чтобы появился «Квадрат») … Радуют все ставившие в РАМТе ученики Женовача и примкнувший к ним Рустем Фесак. Хорошая школа, умение обращаться с актерами и текстами. Теперь осталось узнать, как им дастся большая сцена и большая форма. А что касается надежд… Мы их столько раз возлагали, наподобие лавровых венков. А потом было совестно вспоминать все эти провозглашения «новыми Марками Захаровыми или Анатолиям Васильевыми». Если на что сейчас и надеюсь, то на общую смену ориентиров и ценностей, явно происходящую в сегодняшнем театральном воздухе. Какой-то оздоравливающий поворот намечается — он легко может быть сорван нашим новым экономическим курсом, но пока внушает оптимизм. Сдержанный.

Роман Должанский, «Коммерсант»

Филипп Григорьян, Марат Гацалов, Дмитрий Егоров, Тимофей Кулябин, Никита Гриншпун. Из совсем еще только нарождающихся — Кирилл Вытоптов и Туфан Имамутдинов.

Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена»

Запомнилась «Поздняя любовь» Уланбека Баялиева (сегодня о режиссере ничего не слышно), заметный дебют — «Дом Бернарды Альбы» Сюзанны Ооржак в Саха-театре. Работы Полины Стружковой в Нижегородском ТЮЗе и СамАрте. Конечно же, «Как кот гулял, где ему вздумается» Сигрид Стрем Рейбо и «Бесстрашный барин» Марфы Горвиц (Назаровой) в проекте РАМТа «Молодые режиссеры — детям». Молодость не индульгенция. Главная тревога связана с повторяющимся мотивом, когда первые шаги оказываются удачнее последующих. Хотелось бы, чтобы новое поколение, независимо от гендерной принадлежности, мужало, смело осваивало большую сцену и серьезную драматургию.

Павел Руднев, «Частный корреспондент»

Ирина Керученко, Георг Жено, Марат Гацалов, Борис Павлович.

Марина Шимадина, «Ваш досуг»

Филипп Григорьян: его «Поле» в «Школе современной пьесы» — неординарный подход к современным текстам. Никита Гриншпун: «Шведская спичка» в Театре Наций — чувство ансамбля. Дмитрий Егоров: «Убийца» в ТЮЗе — умение работать с актерами и добиваться правдивости существования на сцене. Георг Жено, основатель Театра Йозефа Бойса, — целеустремленность и организаторские способности.

Елена Дьякова, «Новая газета»

Владимир Панков и Константин Богомолов (оба появились пораньше, но «закрепились» в эти годы). Ирина Керученко (то же самое: появилась раньше, закрепилась — «Кроткой» во МТЮЗе). Василий Бархатов. Антон Яковлев — с «Гупешкой» в РАМТе, «Крейцеровой сонатой» и «Дуэлью» в МХТ. Сигрид Стрем Рейбо, Екатерина Половцева, Егор Перегудов. Андрей Неделькин — с «Носом» в МТЮЗе. Мне нравятся Сигрид Стрем Рейбо и Ирина Керученко. У Панкова и Богомолова нравятся многие детали, но почти никогда — целостность спектакля. В конечном итоге — «Недосказки» и «Донкий Хот» Крымова появились в 2005-2006 гг. Вот Дмитрий Анатольевич и есть мой любимый молодой режиссер.

Елена Груева, «Time Оut»

Именно последние несколько лет появляются режиссеры, которые занимаются собственно театром, не задумываясь о тренде, участии в фестивалях, движениях. Это их способ общения с миром. Они хорошо обучены: видят актера, умеют работать с текстом и им есть что сказать. Что важно, их целая плеяда: Никита Гриншпун, Ирина Керученко, Сигрид Стрем Рейбо, Александр Хухлин, Егор Перегудов, Марфа Горвиц (Назарова), Кирилл Вытоптов, Дмитрий Егоров. А у таких, как Перегудов, Вытоптов, Горвиц могут сложиться большие режиссерские судьбы.

Ольга Фукс, «Вечерняя Москва»

В последнее время главной «кузницей» режиссерских кадров стал Молодежный театр. И как результат — сразу несколько негромких, но принципиальных режиссерских побед, которые еще совсем не гарантируют дальнейшего взлета, но важны, как правильно поставленная рука при обучении музыке. Это Рустем Фесак («Сентиментальные повести»), Марфа Горвиц (Назарова) («Бесстрашный барин»), Сигрид Стрем Рейбо («Как кот гулял, где ему вздумается»), Егор Перегудов («Под давлением1-3»), Екатерина Половцева («Почти взаправду» в РАМТе и «Хорошенькая» в «Современнике»). Разумеется, не только РАМТ может похвастаться новыми режиссерскими именами. Назову еще Светлану Иванову («Лафкадио», театр и клуб «Мастерская»), Яков Ломкин («Оглянись во гневе», «Сатирикон»), Сергей Щедрин («Эмигранты», «Сатирикон») тоже вселяют большую надежду на продолжение.

Глеб Ситковский, «Труд»

Ирина Керученко, Василий Бархатов — вот те, кто вспоминаются сразу. Называть всех выпускников курса Сергея Женовача было бы странно, поэтому выделю из них Марфу Горвиц (Назарову). Среди предыдущих «женовачей» вспоминается Уланбек Баялиев. Судя по спектаклю «Барабаны в ночи», поставленному им несколько лет назад в театре «Et Cetera», он человек одаренный. Но, похоже, он ушел в кино.

Кристина Матвиенко, независимый критик

Дмитрий Волкострелов, Марат Гацалов, Филипп Григорьян, Валерия Суркова.

Евгения Тропп, ПТЖ, доцент СПбГАТИ

Роман Ильин-Феодори, выпускник мастерской Г. Р. Тростянецкого. Ставил много, в последние время — в Барнауле, в качестве главного режиссера Алтайского театра драмы им. Шукшина и в Канске. Его однокурсник Александр Савчук в 2007 году основал в Питере экспериментальный независимый театр «Lusores» и за прошедшие годы поставил несколько интересных, сложносочиненных спектаклей, среди которых «Два Лазаря» (русские апокрифы — по текстам «калик перехожих») и «СиНфония № 2» по Хармсу.

Борис Павлович (тот же курс Тростянецкого) весьма интересно работал в «Пушкинском театральном центре», а с 2006 года он главный режиссер Кировского «Театра на Спасской». «Толстая тетрадь» по Агате Кристоф и моноспектакль «Видимая сторона жизни» по стихам и прозе Елены Шварц заслуживают серьезного разговора.

Татьяна Прияткина — выпускница факультета театра кукол, но работает во всех жанрах. Создала театр «Dzampano» (танцевально-кукольный спектакль «Медный всадник. Опыты прочтения»). Валентин Левицкий — режиссер и актер «Театра Поколений» им. Корогодского. Спектакли: «Опыт Снегурочки» по Островскому, «Sans paroles» по Беккету. В последнее пятилетие серьезно заявили о себе в профессии выпускники мастерской Григория Козлова: Екатерина Гороховская — театральный критик, актриса, переводчик, режиссер: «Зимы не будет» по В. Ольшанскому и «Росток» (Саратовский ТЮЗ), «Серая шейка» (Екатеринбургский ТЮЗ), «Ель» (совместно с Д. Егоровым, «МИГ»), «У ковчега в 8» по пьесе У. Хуба (эскиз на лаборатории «ON. Театр», ставший спектаклем театра «Мастерская» Григория Козлова).И Дмитрий Егоров — режиссер и драматург. Его и представлять не надо. Из «непитерских» молодых режиссеров назову Сигрид Стрем Рейбо, Марфу Горвиц (Назарову), Александра Хухлина, Екатерину Половцеву (спектакли для детей в РАМТе), Полину Стружкову, Олега Юмова, Тимофея Кулябина.

Николай Песочинский, кандидат искусствоведения, доцент СПбГАТИ

Дмитрий Волкострелов — разведывает художественную оригинальность новой новой драмы, в частности, с актерами совсем другого менталитета — школы Додина. Галина Жданова, режиссерский дебют 2009 года — «Марьино поле», пьеса О. Богаева, смелый гиньоль (или лубок) на «высокие» темы смерти и войны, проявивший опытных актрис по-новому. Олег Еремин, режиссерский диплом 2007 г. — «Муха» в Александринском театре — цокотуха Чуковского, скрещенная с «Мухой» Иосифа Бродского породила вполне любопытную авангардную антиутопию. Евгения Сафонова, дебют 2007 года, недавно поставила спектакль довольно сложного внутреннего строения — по «Царям» Кортасара в Александринском театре. Александр Савчук — в 2007 году создал в Петербурге группу «Lusores», ставит кубофутуристскую поэзию, апокрифические православные тексты, современный абсурдистский трэш. Борис Павлович, с 2006 года в Кирове, ставит интересные, умные спектакли, решительно уходит от мейнстрима — «Толстая тетрадь» по повести Агаты Кристоф, «Видимая сторона жизни» по поэзии Елены Шварц, жесткий проект в духе doc. А еще — Тимофей Кулябин, Олег Юмов. Специально не называю никого из московских, которых я слишком мало знаю, чтобы сравнивать.

Ниже мы приводим краткие биографии тех режиссеров, чье имя встречается в ответах критиков не менее двух раз.

Комментарии
Предыдущая статья
«На Уилсона пойду, а так — нет» 24.10.2011
Следующая статья
Путеводитель по новой российской режиссуре 24.10.2011
материалы по теме
Архив
Лексикон директора театра
Директоры умеют быть убийственно вежливы и пригвождать художника к стулу одним точно найденным словом. Но слов этих даже у самого продвинутого директора немногим больше десятка. Если вы художник и хотите разговаривать с директором на его языке, вам надо освоить его нехитрый словарь