Meno Fortas рассказал, как будет жить после ухода Някрошюса

В интервью Монике Гирбутайте директор вильнюсского театра Meno Fortas Аудрюс Янкаускас (он же — художник по свету большинства спектаклей театра, в том числе всей «шекспировской трилогии» Някрошюса) рассказал о том, как живётся театру Эймунтаса Някрошюса после ухода мастера (напомним, его не стало 20 ноября 2018 года) и каковы планы Meno Fortas‘a на ближайшее будущее.

Наследие Някрошюса театр стремится сохранить. Репертуарные спектакли по-прежнему будут играть, в будущем планируется дополнять их работами учеников мастера, а театр будет выполнять также функцию информационного центра, посвящённого творчеству Някрошюса. «В настоящее время у нас есть три „живых“ спектакля, которые являются продукцией Meno Fortas’a, и одна совместная постановка с Молодёжным театром („Цинк“). Мы намерены играть их и в Литве, и за границей, поскольку интерес к ним огромен», — рассказывает Янкаускас.

На вопрос, как долго будут играться спектакли Някрошюса, Янкаускас отвечает: «Когда-то прозвучала такая фраза, что спектакли не вино — со временем не улучшаются. Но, например, „Гамлета“ мы играли 16 лет. Почему перестали? Не потому, что спектакль был плох и его никто уже не хотел смотреть. Мы сняли его с репертуара тогда, когда он достиг высшей точки, объехал весь мир — начиная с замка в Эльсиноре и заканчивая лондонским „Глобусом“. Мы решили, что остановиться нужно тогда, когда ещё длится подъём, а не на стадии падения вниз. Думаю, что ровно того же принципа будем придерживаться в отношении других своих спектаклей. Пока они обладают высокой художественной ценностью и качеством, мы будем их показывать».

В Литве намечается программа, расширяющая горизонты представлений о някрошюсовских спектаклях: «В этом году с осени мы хотим начать цикл показов видеозаписей спектаклей Някрошюса, приглашая на них людей, которые эти спектакли создавали, чтобы они рассказывали о закулисном процессе, о деталях. Потому что истории о том, как возникали спектакли, всякие — от очень трагичных до совсем комических.

Мы полагаем, что это может быть по-настоящему интересно зрителям, особенно молодой аудитории. Мы бы не хотели „сухого“ варианта, когда человек просто приходит в медиатеку и смотрит спектакль, в котором, возможно, не всё понимает, — нам хочется дать ему возможность познакомиться с контекстом».

Летом Meno Fortas продолжит начатый несколько лет назад цикл специальных событий на родине Някрошюса — в городе Шилува. «Поначалу это была совершенная авантюра — сыграли спектакль на улице, в открытом пространстве среди храмов и часовен. Это вызвало огромный зрительский интерес. В прошлом году мы играли спектакль „Inferno — Paradiso“, а в этом году планируем ещё одно событие под рабочим названием „Монологи тишины“. Это будут монологи из известнейших спектаклей Някрошюса, которые прочитают актёры — участники тех постановок.

Мы планируем и фестивальный цикл в тех странах, где работы Някрошюса получали наиболее яркий отклик, — в Италии, Польше, России и, конечно, в Литве. События цикла — спектакль, выставки, встречи со зрителями — должны начаться в Неаполе, где режиссёр в этом июне должен был выпустить новую постановку. Затем, во второй половине ноября, намереваемся повторить в Литве все поставленные им здесь спектакли. Вероятнее всего, похожий цикл пройдёт и в Санкт-Петербурге в начале октября. В декабре или же в следующем году повторим его в Варшаве».

Кроме того, ученики Някрошюса — актёрский и режиссёрский курсы, которые заканчивают учиться этой весной, — также не будут брошены: «Мы хотим создать им условия для творчества, чтобы они создавали спектакли, играли их и развивались. Надеюсь, что среди этих студентов и режиссёров найдутся те, кто сможет развивать дальнейшую деятельность в нашем театре. Так Meno Fortas станет местом, где можно будет познакомиться с творчеством Эймунтаса Някрошюса и его последователей». На этот год уже запланированы три премьеры молодых художников.

«Насколько возможно, мы стараемся использовать помещение и поддерживать в нём жизнь, — говорит Аудрюс Янкаускас. — Сотрудничаем с Бируте Мар, моноспектакли которой будут идти здесь всю весну, и с „Лабораторией науки и искусства“, в которой создаёт спектакли Паулюс Маркявичюс. Сотрудничаем со всеми, кому зал не кажется слишком маленьким. К нам обращаются даже люди, которые играют металл. Ответа мы пока не дали, но почему бы и нет? Мы хотим быть не законсервированным музеем, а живой площадкой».

Единственный серьёзный вопрос, который пока остаётся открытым, — решение одного из учредителей театра, Минкульта Литвы, о дальнейшем существовании Meno Fortas‘a: договор о безвозмездном пользовании заканчивается в сентябре этого года, а отношение Министерства культуры к изменившейся ситуации (и, соответственно, планам и перспективам театра) пока неизвестно. Впрочем, реальных оснований впадать в преждевременный пессимизм пока нет.

Напомним, вильнюсский театр Meno Fortas основан по инициативе Эймунтаса Някрошюса, Надежды Гультяевой и Министерства культуры Литвы 28 января 1998 года.

Фото: Юлюс Калинскас (15min.lt).

Комментарии
Предыдущая статья
Лейбл Fancy Music выпустил альбом Казимира Лиске 13.02.2019
Следующая статья
Юбилейная «Золотая маска в кино» объявила программу 13.02.2019
материалы по теме
Гиды
Каталог лучших независимых театров. Петербург. XXI век
Петербург в театральном плане — локация уникальная. Ни в одном другом городе страны вы не найдете только независимых театров, в которых буквально бурлит разнообразная творческая жизнь. Их расположение обнаружить непросто. Гид журнала ТЕАТР. рассказывает про 26 театральных структур, образовавшихся в…
Новости
В Петербурге готовят театрально-музыкальный марафон «Весь день – театр!»
24 марта петербургский Музей театрального и музыкального искусства в преддверии Международного дня театра, который по всему миру празднуется 27 марта, проведет однодневный фестиваль-марафон «Весь день — театр!».