Гуревич ставит в «Гоголь-центре» «математический нуар»

Промофото спектакля "Исчезнувший велосипедист" © Ира Полярная / соцсети "Гоголь-центра"

14, 15 и 16 января на Малой сцене «Гоголь-центра» сыграют премьеру спектакля Филиппа Гуревича «Исчезнувший велосипедист» по пьесе Константина Костенко.

Пьеса «Исчезнувший велосипедист (Задача по математике)» была написана в 2016 году, опубликована в 2018-м, а в 2019-м стала победителем «Кульминации», драматургического «конкурса конкурсов». Премия была присуждена Костенко посмертно — летом того же 2019-го драматурга не стало. Хорошо известная театральному сообществу, но практически не имеющая сценической истории пьеса «Исчезнувший велосипедист» обычно описывается как «абсурдистский детектив». Его персонажи живут в учебнике по математике для пятого класса, практически все они работают в пронумерованных задачах. Один из центральных героев, Пешеход, ежедневно встречается с Велосипедистом в пункте Ц. Однажды Велосипедист исчезает, и к Пешеходу приходит Следователь, который расследует предположительно совершённое убийство. Они начинают движение в пункт Б, где жил Велосипедист, встречаясь с самыми разными обитателями учебника.

Дебютирующий в «Гоголь-центре» режиссёр Филипп Гуревич для постановки «Исчезнувшего велосипедиста» выбрал эстетику иронического нуара. О форме спектакля, актуальности пьесы и работе с актёрами ГЦ Гуревич подробно рассказал журналу ТЕАТР.: «Эту пьесу я прочитал, когда она выиграла на „Кульминации“, плюс видел очень хороший эскиз, который на лаборатории в театре „Модерн“ делала с „женовачами“ Яна Селезнёва. И какое-то время просто жил с этим текстом. Он мне нравится — потому, что смешной. Потому, что он про сейчас. И потому, что он не буквально, а иносказательно говорит про современную ситуацию в России, про наше сознание. Как мы всегда ходим из пункта А в пункт Б — и нас вообще ничего, кроме этого, не интересует, мы не задумываемся, что, возможно, где-нибудь существует какая-то штука, чтобы выйти из этого алгоритма. Этот текст про свободу и, главное, про её границы, где она заканчивается внутри личности. И он во многом „гоголь-центровский“ — а вот язык, который мы придумываем, совсем нет. Игровая ситуация, масочная структура, игра в нуар — всё это поначалу непросто давалось актёрам, но тем интереснее. Здорово, что теперь у меня есть опыт работы с такими артистами — каждый из них существенная личность. Хотя у нас был серьёзный процесс притирания друг к другу. Ощущение, что у нас подпольная лаборатория, где мы варим какие-то эликсиры. Хотя когда начинали репетировать, я не думал, что будет какой-то неформат, эксперимент внутри экспериментального театра.

Если ты ставишь эту пьесу, то должен понимать: виновен Пешеход или не виновен? Это всё на самом деле или нет? Если Пешеход виновен, то это бунт против системы: я её взрываю, а потом меня находит, так сказать, благое возмездие. А если не виновен, то это трагедия Следователя, который не может позволить себе Казахстан (назовём так) и запускает в задачку три тысячи воинов. У нас главный герой — Следователь, но Пешеход — как лакмусовая бумажка: через его восприятие, интерпретацию тот проявляется. Где-то Следователя жалко, где-то он превращается в очень жёсткого человека, палача, НКВДшника, где-то ему хочется, чтобы его обняла женщина, — посидеть, как у мамы под боком.

Жанр я бы назвал „математический нуар“ — это отражает и функциональную составляющую, и художественный мир. Но это всё, конечно, иронично — а серьёзно, надеюсь, будет в конце. Много дурацкого юмора, который я себе никогда не позволял, но вместе с актёрами Игорем Бычковым и Гошей Кудренко мы генерируем киловатты такого „театра Херберта Фритша“: ты не понимаешь, это такой кринж — или это на самом деле. Немного „крымовский“ принцип, когда вроде бы „дурка“ и смешно, а в финале становится страшно. И, несмотря на то, что это такие „персонажики“, у каждого будет выход в человечность, в тему свободы выбора. Меня всё больше увлекает графичная масочная структура — поведенческая, персонажная. А здесь как будто идеальное поле для всего этого — задачка по математике. Неоновые цвета, игра в квадратики и отстранение. Но, помимо внешних проявлений, есть сознание персонажа: я внутри характерности таким образом транслирую текст, что передаю его образ мысли. Наши художники Аня Агафонова и Антон Трошин сделали такую „аллюзию“ на математическую тетрадку, которая одновременно — тот „пейзаж“, который ты видишь, когда выходишь из метро „Курская“ и идёшь через подземный переход к улице Казакова <на улице Казакова находится „Гоголь-центр“. — прим. ТЕАТР.>. Кафель, переход, „немытая Россия“ — и клеточка, системность, развёрнутая тетрадка. По факту, наша сценография — это „площадка для игры“ (как у Мейерхольда), но с разными фокусами внутри декорации. А ещё у нас будут музыканты-участники. Хотя то, как я подбираю музыку, уже мой „фетиш“, с живым исполнением я работаю редко. Получается „отчасти саундрама“ — и в этом смысле я наследую своему мастеру Олегу Львовичу Кудряшову».

Помимо упомянутых Гуревичем Анны Агафоновой и Антона Трошина — художников и видеохудожников спектакля, — в постановочную группу вошли художник по свету Павел Бабин и художник по гриму Виолетта Саидова. Следователя сыграет Иван Бровин, Пешехода — Иван Фоминов и Андрей Васильев, в других ролях — Игорь Бычков, Георгий Кудренко, Евгения Афонская и Рита Крон. Музыканты — Александр Захаров, Александр Козловский и Владислав Михайлов.

Напомним, Филипп Гуревич — актёр, режиссёр. Окончил Высшее театральное училище имени Щепкина (мастерская Дмитрия Кознова) в 2009 году и режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова) в 2018 году. Как режиссёр поставил спектакли «Ганди молчал по субботам» в «Школе современной пьесы», «Светит, да не греет» в Театре имени Ермоловой, «Василисса» в РАМТе, «Мам, а кто это на фото?» в «Современнике», «Белые кораблики» в рязанском «Театре на Соборной», «Хлебзавод» в Тверском ТЮЗе, «Житие Спиридона Расторгуева» в Няганском ТЮЗе, «Нулин. Театральный Anecdote» в «Творческом Объединении 9».

Комментарии
Предыдущая статья
«Джудитту» Марталера покажут онлайн 09.01.2022
Следующая статья
Актёр Роман Агеев выпускает спектакль по булгаковскому «Бегу» 09.01.2022
материалы по теме
Новости
Петербургский театр КУКФО покажет Шекспира «в петрушках»
Сегодня и завтра, 27 и 28 марта, в петербургском театре «Кукольный формат» (КУКФО) пройдёт премьера спектакля Бориса Константинова «Ромео и Джульетта» (12+) по одноимённой пьесе Шекспира.
Новости
Тонышев ставит «итальянскую комедию» об «актёрской кухне»
Сегодня, 27 марта, на Малой сцене московского Театра имени Маяковского пройдёт премьера спектакля Сергея Тонышева «Габриеле. Итальянская комедия».