Марина Давыдова из Берлина о трёх признаках цивилизации

Главный редактор журнала ТЕАТР. – Марина Давыдова

Я всё ещё в Европе. Я в Берлине. Я была в «Шаубюне».
Я смотрела премьеру Саймона Макбёрни «Михаэль Кольхаас».
Это не сон. Это всё происходит наяву.
Театральная жизнь (и вообще жизнь) в Европе потихоньку налаживается. Но меры предосторожности, которые до сих пор сопровождают каждый шаг жителя Германии, поразят воображение вольнолюбивых россиян, искренне полагающих главными душителями политических свобод медицинские маски и вакцину «Спутник».
Усядьтесь поудобнее, я расскажу вам, как обставлено сейчас в одном из важнейших берлинских театров посещение спектаклей.
Каждый зритель кроме билета должен предъявить на входе свидетельство о вакцинации или свежий корона-тест (разумеется, негативный).
Тесты можно сделать в специальных пунктах, расположенных в самых разных частях города. Рядом с моей гостиницей их было два. Их – внимание! – делают бесплатно, причём не только гражданам самой Германии, но и вообще всем. Даже таким залётным иностранцам, как я.
Время изготовления этого schnell-test – 20 минут. Результат приходит на почту. Стояние в очереди и сама процедура заняли у меня меньше пяти минут.

Билетный контроль в «Шаубюне» вынесен на улицу. Всех, кто не соответствует мерам безопасности, прямо тут и отбраковывают. Но что поражает едва ли не больше самого спектакля Макбёрни, так это театральный разъезд.
Сразу после аплодисментов ни одна душа в «Шаубюне» не встаёт со своего места. Где-то сбоку от сцены появляется представитель театра и говорит:
– Сейчас мы просим покинуть зал зрителей первого и восьмого рядов.
Зрители послушно встают и гуськом выходят в четыре двери, расположенные слева и справа от этих рядов.
– А теперь я прошу выйти зрителей второго и девятого рядов.
– А теперь третьего и десятого…
– А теперь четвёртого и одиннадцатого…
Весь этот перформанс производит особенно сильное впечатление, если учесть, что благодаря хитроумным мерам предосторожности спектакли «Шаубюне» можно смотреть так, как мы смотрели их всю предыдущую жизнь – с открытым лицом!
Невольно вспоминаешь российские театры, где все сначала толпятся на входе и выходе, а потом делают вид, что смотрят спектакль в маске, спустив её под подбородок.
Цивилизация – это
– грамотная логистика (см. выше)
– ответственность власти перед гражданами (вот все эти бесплатные тесты, вовремя введённые локдауны и т.д.)
– ответственность граждан друг перед другом.
Можно летать в космос (мы в него давно летаем), быстрее других изготовить хорошую вакцину (одна дельная вакцина у нас есть, она называется «Спутник»), иметь великие достижения в области культуры (их у нас не счесть), но без этих трёх составляющих страну невозможно назвать цивилизованной.
И какое бы презрение ни вызывала российская власть, следует признать, что нынешние рекорды по ковидным смертям – это не только её, но и наша общая ответственность.
Самый отпетый гопник носит в Германии маску и соблюдает дистанцию, и НИ РАЗУ за пределами России среди людей своего круга и вообще образованных людей я не встретила НИ ОДНОГО противника вакцинации. То и дело в памяти всплывают российские интеллектуалы, в том числе мои собственные друзья (лауреаты «Золотых Масок», худруки известных театров, авторитетные критики), ссылающиеся на «очень хороших врачей» и «отличных гомеопатов», которые не рекомендовали им делать «Спутник» или – о, боже! – вообще вакцинироваться.
Раньше казалось, что в России нет политических свобод.
С приходом пандемии выяснилось, что в ней нет важнейших признаков цивилизации.
—————————————
А спектакль у Макбёрни хороший!

Комментарии
Предыдущая статья
В Венской опере выйдут премьеры Стоуна, Фрича и Гёке 12.07.2021
Следующая статья
На фестивале в Сибиу покажут спектакли Прикотенко, Доннеллана и Хана 12.07.2021
материалы по теме
Новости
Диденко ставит «Кремулятор» с музыкой Невского
2 и 3 февраля в Берлине на площадке Säälchen пройдёт премьера спектакля Максима Диденко «Кремулятор» по одноимённому роману Саши Филипенко.
Новости
В Берлине показали «Хор идентичностей» Чуриловой и Бесолти
В Берлине на площадке REFORUM SPACE прошла премьера спектакля «Хор идентичностей», который спродюсировала российский театральный менеджер Юлия Чурилова, а поставила режиссёр из России Карина Бесолти.