«Наш класс» Коршуноваса откроет литовскую программу Центра Вознесенского

На фото - сцена из спектакля "Наш класс"

28 августа Центр Вознесенского проведёт онлайн-трансляцию спектакля Клайпедского драматического театра «Наш класс». Этим показом откроется большая совместная программа Центра с Посольством Литвы, объединённая темой «Интеграция».

Премьера спектакля «Наш класс» по пьесе Тадеуша Слободзянека прошла в 2019 году в Клайпедском драматическом театре (наиболее известном в России последней работой Эймунтаса Някрошюса — спектаклем «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса). Оскарас Коршуновас признаётся: «Долго думал, что никогда не буду связываться с темой Холокоста — она для меня слишком страшна». Однако главная пьеса новейшей польской драматургии (и уже поставленная в Литве Яной Росс) дала возможность всё же «связаться» с темой — и рассмотреть через её призму актуальные, сегодняшние вопросы. В частности, вопрос растущего исподволь в самых разных современных обществах «обыкновенного фашизма».

Стоит отметить (и об этом также говорил режиссёр), что при многочисленных параллелях между трагической польской и литовской историей в Литве, в отличие от Польши, по сей день не проработана травма Второй мировой — тема исторической вины вызывает острый протест и неприятие в обществе. В частности, попытка исследования исторического сюжета, похожего на описанный в «Нашем классе», которую предприняла Рута Ванагайте в книге «Свои» (в русском переводе — «Наши»), стала поводом для громкого скандала и даже изъятия книги из продажи.

«Сам нарратив пьесы очень жесток, — рассказывал Оскарас Коршуновас в связи с премьерой „Нашего класса“. — Ничего дополнительного здесь не нужно. С другой стороны, он крайне мудрый — автору удалось через историю одного класса рассказать историю ХХ века. Весь ужас раскрывается через Холокост, однако в каком-то смысле раскрываются и причины, почему такое могло произойти. Было очень интересно, как вообще на людей воздействовали события того времени, политические концепции и пропаганда, которые оказывались сильнее реальности. Пропаганда давала искажённый образ. Кстати, она и сейчас сильнее реальности.

Тогда сформировался не человек, а абсолютная бесчеловечность. И если мы сейчас недостаточно это анализируем — значит, находимся в опасности повторения тех же ошибок. Я думаю, что искусство лучше всего может „передать“ историю, потому что способно затронуть эмоции. При создании спектакля для меня была очень важна эмпатия. Именно эмпатию мы и старались пробудить. Даже к палачам — потому что они были страшными жертвами того времени: всё очень сложно».

Спектакль будет показан онлайн (на литовском языке с русскими субтитрами) 28 августа в 19:30. Для просмотра необходима регистрация — за час до начала на указанный адрес электронной почты придёт ссылка на трансляцию в Zoom’е.

На следующий день, 29 августа, пройдёт паблик-ток с руководителями Клайпедского драматического театра — худруком театра, драматургом Гинтарасом Граяускасом и директором театра Томасом Юочисом. Пока не подтверждено участие в разговоре Оскараса Коршуноваса.

Уже в сентябре совместная программа Центра Вознесенского и Посольства Литвы продолжится — по объективным причинам на данный момент неясно, онлайн или оффлайн пройдут запланированные события. На 20 сентября намечена встреча с создателями оперы-перформанса «Солнце и море (Марина)», получившей «Золотого льва» Венецианской биеннале. Композитор и художница Лина Лапелите, режиссёр Ругиле Барзджюкайте и автор либретто Вайва Грайните обсудят проблемы междисциплинарности, взаимодействия и взаимной интеграции театра и современного искусства. Кроме того, во время встречи будут показаны фрагменты видеозаписи «Марины». Напомним, команда соавторов знакома российским зрителям не только по виденной некоторыми из них в Венеции «Марине» — за несколько лет до создания этой работы «Золотая Маска» привозила в Москву спектакль «Хорошего дня!», придуманный и осуществлённый тем же коллективом (под общим названием Operomanija).

Среди других намеченных событий (даты пока остаются открытыми) — встреча с композитором и художником Гинтарасом Содейкой (он, в частности, является композитором недавней премьеры — «Чайки» Оскараса Коршуноваса в МХТ им. А.П. Чехова); встреча с драматургом Марюсом Ивашкявичюсом и продюсером Евгенией Шерменёвой, посвящённая двум важным событиям карантинного периода, — международным Zoom-читкам пьес Ивашкявичюса «Спящие» и «Обморок» (по «Цинковым мальчикам» Светланы Алексиевич); встречи с постоянным соавтором Римаса Туминаса художником Адомасом Яцовскисом и композитором Фаустасом Латенасом, известным по работе с Туминасом, Някрошюсом, Константином Богомоловым и другими; встречи с художником Ириной Комиссаровой (российским зрителям известной также по «Чайке» Коршуноваса) и режиссёром Тадасом Монтримасом, поставившим целый ряд спектаклей не только в Литве, но в Москве и в Улан-Удэ, где до недавнего времени был штатным режиссёром Бестужевского театра.

Кроме того, запланирован цикл показов литовского документального кино.

Комментарии
Предыдущая статья
Петербургские театры решают проблему продления «театрального карантина» 25.08.2020
Следующая статья
В Петербурге откроется выставка памяти Дмитрия Хворостовского 25.08.2020
материалы по теме
Новости
Центр Вознесенского представит перформансы и лекции про ВИЧ
16 декабря в рамках проекта «Одной крови» Центра Вознесенского ко Всемирному дню борьбы со СПИДом пройдёт онлайн-показ спектакля «Заполярная правда» по пьесе Юрия Клавдиева в постановке петербургской Лаборатории «ON.Театр».
Новости
Спектакль Варликовского по Ханоху Левину показывают онлайн
Премьера 2018 года, спектакль Кшиштофа Варликовского «Мы уезжаем» по мотивам пьесы Ханоха Левина «На чемоданах», доступен для просмотра до 9.00 23 ноября. В таком формате Nowy Teatr участвует в фестивале «Пражские перекрёстки».