«Брусникинцы» и «Июльансамбль» станут частью «оптической иллюзии»

На фото - афиша видеоперформанса «Кабинет Одоевского». Фото предоставлено Музеем Москвы

В Музее Москвы открывается выставка «Косморама XVIII», где рубеж 18-19 веков станет объектом переосмысления для современных художников и актёров.

Новый кураторский проект искусствоведа Сергея Хачатурова во многом продолжает и развивает смысловые и художественные линии предыдущих, осуществлённых в музее-заповеднике «Царицыно» (напомним, серия выставок «Ожившая пьеса императрицы», «Призрак-рыЦАРЬ» и «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура» вошла в лонг-лист VII премии The Art Newspaper Russia). О том, с чего начинался этот проект, журнал ТЕАТР. подробно рассказывал ранее. Примечательно, что выставки в Царицыне, созданные при участии ведущих представителей новой художественной генерации в театральной сфере, с каждым разом оказывались всё теснее связаны с театром и театральностью — последние становились не только темами или мотивами, но, прежде всего, основным художественным языком проекта, надёжным средством соединить культуру ушедших эпох с сегодняшним днём (или продемонстрировать их неразрывность).

Однако «царицынские» выставки в большой степени определялись сайт-специфик-составляющей проекта, отталкиваясь от «гения места». В этом смысле «Косморама XVIII», отчасти являясь их продолжением, очевидно, откроет «новую главу». За время работы над предыдущим циклом Сергей Хачатуров собрал целую команду артистов и художников, которые стали фактически его соавторами: в частности, наравне с Хачатуровым автором «Косморамы XVIII» организаторы называют сценографа Электротеатра Степана Лукьянова.

«Выставка „Косморама XVIII“ — это особая механика зрения на историю, — сообщают организаторы. — Это оптическая иллюзия и машина времени, которая переносит зрителей в прошлое благодаря артефактам из фондов Музея Москвы. Многие из них выставляются впервые. На выставке предметы и искусство Века Просвещения и романтизма вступают со зрителем в концептуальный диалог». Посвящена экспозиция генерал-губернатору Москвы Михаилу Волконскому и Владимиру Одоевскому — писателю, учёному, философу. Собственно, как название выставки, так и её концепция отсылают к повести Одоевского «Косморама» — фантастической истории о гофмановски-романтическом двоемирии, прозрении будущего (или галлюцинации) и о механизме, который делает материю времени проницаемой, — об «очарованном стекле» косморамы. Напомним, косморама как таковая — одна из разновидностей «оптических ящиков» с застеклённым «окном» увеличительного стекла, сквозь которое разглядывают движущиеся картинки; соответственно, она относится к «предшественникам» кино и мультипликации.

На выставке, в непосредственной организации которой участвовал не только Музей Москвы, но и Музей архитектуры, Исторический музей, а также частные коллекционеры, актёры и художники соединят реальное прошлое с будущим — нашим настоящим в виде «гигантской камеры-обскуры… или косморамы с тремя коридорами»: «Сценарий выставки включает три части — зала. Все три части предлагают какую-либо специальную оптику на историческое время», — сообщает куратор проекта.

В одном из залов художник Владимир Карташов реконструирует площадь Москвы 1770-х годов — в стилистике потешных райков старых городов. В этих павильонах «брусникинцы» Василий Буткевич и Пётр Скворцов прочитают написанную Андреем Родионовым шутейную поэму.

Другой зал отдан в распоряжение художников Егора Кошелева, Леонида Цхэ и Филиппа Шейна, которые представят свои утопические проекты Москвы XVIII столетия, вдохновлённые идеями «русского Фауста» Владимира Одоевского. Наконец, в третьем зале Степан Лукьянов вместе с арт-группой «Север 7» реконструирует кабинет писателя, который наполнят «необычные документы, оптические механизмы и предметы XVIII — первой половины XIX века» из коллекции Музея Москвы. Самого Одоевского вместе с его героями представят на экране «видеотеатра» (в своём роде «оптического ящика») актёры «Гоголь-центра», «Мастерской Брусникина» и «Июльансамбля».

Примечательно, что диалог прошлого и настоящего для Сергея Хачатурова не умозрительный — например, об Одоевском он говорит как об «идеальном герое метамодернистской эпохи», а в представленном периоде видит предвестия некоторых явлений сегодняшнего виртуального мира, — а потому чисто театральная идея взаимодействия и взаимопроникновения времён становится закономерной.

Отметим также, что и для Музея Москвы сближение с театром в той же связи становится тенденцией: напомним, именно в этом пространстве в октябре пройдёт премьера спектакля Дмитрия Крымова «Борис» по пушкинскому «Борису Годунову».

Вернисаж выставки «Косморама XVIII» пройдёт сегодня, 11 июля, в 19.00 — вход на него (до закрытия в 21:00) свободный. С 12 июля посетить выставку, которая продлится до 25 августа, можно будет по билетам.

Комментарии
Предыдущая статья
Совет Федерации одобрил закон о борьбе с перекупщиками 10.07.2019
Следующая статья
Умерла Валентина Кортезе 10.07.2019
материалы по теме
Новости
Филипп Григорьян представит на «Ночи кино» перформанс о трех мушкетерах
24 августа в Москве пройдет «Ночь кино», центральным событием которой станет кинотеатральный перформанс Филиппа Григорьяна «Мушкетеры 40 лет спустя» в музее-заповеднике Царицыно. 
Блог
Серебренников в Авиньоне: что было перед прыжком
Журнал ТЕАТР. – о спектакле «Outside», который стал событием Авиньонского фестиваля и который, видимо, не покажут в Москве.