«КоOPERAция» представит в Москве иммерсивный спектакль из шести мини-опер

8 и 9 декабря на малой сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоится итоговый спектакль лаборатории «КоOPERAция-2018». В конце июля 2018 года в рамках образовательного проекта 12 молодых режиссёров и драматургов объединились в 6 групп «драматург-композитор-режиссёр», каждая из которых работала над созданием мини-оперы для трёх солистов и камерного ансамбля (хронометраж каждой мини-оперы — 20 минут). Все шесть опер будут представлены в иммерсивном формате — с целью погружения участников и зрителей в новую звуковую и театральную реальность.

В программе итогового показа «КоOPERAции»: «Curiosity» (текст — Татьяна Рахманова, музыка — Николай Попов, режиссёр — Алексей Смирнов), «Imprints | Отпечатки» (текст — Екатерина Бондаренко, музыка — Анна Поспелова, режиссёр — Сергей Морозов), «Эк» (текст — Андрей Иванов, музыка — Дмитрий Бученков, режиссёр — Елизавета Бондарь), «Рыба и вепрь» (текст — Кира Малинина, музыка — Оле Хюбнер (Германия), режиссёр — Капитолина Цветкова-Плотникова), «feux follet | блуждающие огни» (текст — Дана Жанэ, музыка — Адриан Мокану (Украина), режиссёр — Ася Чащинская), «TEO | Teo | THEO» (текст — Евгения Беркович, музыка — Артём Пысь, режиссёр — Юрий Квятковский).

Исполнять творения молодых авторов будут ансамбль «Галерея актуальной музыки», Театр голоса «La Gol», ансамбль «InterACTive», театральная компания «Radi Sveta» и Центр электроакустической музыки. Дирижёр-постановщик — Олег Пайбердин.

Руководитель лаборатории «КоOPERAция» Екатерина Василёва подробно рассказала журналу ТЕАТР. о том, как проходит лаборатория в этом году — и чего ждать зрителям от декабрьских показов: «Проанализировав итоги предыдущего года, я пришла к выводу, что авторам необходимо не только научиться взаимодействовать друг с другом и доверять своему соавтору, (имею в виду автора либретто и композитора), но и получить полноценный опыт работы с режиссёром с самого начала разработки идеи. В свою очередь, для многих молодых режиссёров это также уникальный опыт — поучаствовать в живом процессе создания произведения здесь и сейчас и вообще погрузиться в контекст новой академической музыки. Выстраивание коммуникации в команде — это очень тонкая работа, и к моменту написания сочинения и его первого показа на сцене, на самом деле, связь между членами команды только-только начинает формироваться и появляется осознанность и понимание процесса работы над музыкальным сочинением.

Именно поэтому в этом году проект получил более широкий формат и длится целый год. Это необходимо для того, чтобы все члены команды смогли проанализировать итоги своей работы, чётче осознать роль каждого в процессе, и, в дальнейшем, продолжить совместную работу в команде с учётом тех выводов, которые они делают в ходе практической постановочной работы.

В связи с этим, показ в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко — чрезвычайно важный этап для всех команд, т.к. это промежуточное и очень ответственное подведение итогов на столь уважаемой оперной сцене, большая ответственность и возможность получить «фидбэк» от профессионалов музыкального театра. Понять — что получилось, над чем работать дальше, а что оказалось нежизнеспособным. В дальнейшем доработанные произведения будут показаны в июле 2019 года в рамках open-air фестиваля «Архстояние».

Основополагающей темой в этом году стала работа над новыми форматами взаимодействия со зрителем и пространством. Именно поэтому для показа на Малой сцене МАМТ мы стараемся разрушить систему привычных взаимоотношений зрителя и артиста, вовлечь публику в действие и процесс спектакля в буквальном смысле. Мне кажется, современная музыка в какой-то степени тяготеет к иммерсивности по своей природе, а нестандартное пространство располагает зрителей к более открытому восприятию новых образов и рождает новую подачу и более тонкое взаимодействие со зрителями.

На летних показах в рамках фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце работа над форматами продолжится, но уже в другом ключе. Так как здесь всем участникам предстоит обратная задача — интеграции своих замыслов в предельно естественную среду ландшафтного парка.

Один из важнейших принципов проекта — это не-приверженность участников к одному течению и существование бок о бок друг с другом, даже если взгляды на современный музыкальный театр между командами диаметрально противоположны. Мне кажется, это более полноценно погружает ребят в естественный процесс и даёт возможность обмена мнениями и выработки своего ощущения, в каком направлении идти».

«КоOPERAция» — независимый творческий и образовательный проект, придуманный московским режиссёром Екатериной Василёвой. Реализуется при поддержке Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Цель проекта — вовлечение молодых авторов в сферу музыкального театра, создание и продюсирование новых оперных сочинений, исследование границ оперного жанра и законов современного музыкального театра через анализ актуальных проблем живого театрального процесса.

На фотографиях, предоставленных Екатериной Василёвой, — репетиционный процесс и образовательный период в Никола-Ленивце и в Москве.

Комментарии
Предыдущая статья
В Санкт-Петербурге покажут премьеру оперы о котах Эрмитажа 01.12.2018
Следующая статья
В Вильнюсе выйдет спектакль по романам Достоевского 01.12.2018
материалы по теме
Новости
Беркович и Петрийчук останутся в СИЗО до 4 мая
Сегодня, 8 апреля, в Замоскворецком суде города Москвы прошло судебное заседание по продлению меры пресечения Жене Беркович и Светлане Петрийчук. Суд продлил срок содержания под стражей режиссёрки и драматурга до 4 мая.
Блог
Праздничная городская галлюцинация
На Малой сцене МХТ имени Чехова вышел спектакль по знаменитому новаторскому роману Кнута Гамсуна, принесшему ему мировую славу.  О спектакле и его постановщице Елизавете Бондарь рассказывает Наталья Шаинян.