Адомас Юшка выпускает премьеру об «оазисе смыслов в пустыне реальности»

На фото - сцена из спектакля "Дон Кихот". Фото Лауры Вансявичене (из соцсетей театра).

Сегодня, 16 мая, в Вильнюсском Малом театре пройдёт премьера спектакля Адомаса Юшки «Дон Кихот».

Ученик Эймунтаса Някрошюса, режиссёр Адомас Юшка — один из самых интересных и самобытных молодых режиссёров Литвы. Это мнение литовских критиков и многих коллег Юшки поддержали и зрители фестиваля «Территория», который в 2019 году привозил спектакль «Вымыслы» по Борхесу. «Дон Кихот» по роману Сервантеса — четвёртая постановка Юшки на сцене Молодёжного театра: здесь он выпустил свою дипломную работу «Швейк», затем — «Вымыслы» и «Брат сна» (об этом спектакле по роману Роберта Шнайдера журнал ТЕАТР. рассказывал ранее).

Премьера «Дон Кихота» была намечена на осень 2020 года, но из-за затянувшегося «театрального карантина» в Литве переносилась три раза. Примечательно, что номинальная премьера спектакля уже прошла в марте — в буквальном смысле за закрытыми дверями: на показе присутствовали немногочисленные сотрудники театра, причём трансляции по настоянию режиссёра не проводили. Таким образом, полноценная премьера и первая встреча зрителей с новым «Дон Кихотом» пройдёт именно сегодня.

Юшка рассказывает, что «Дон Кихот» заинтересовал его во время работы над «Вымыслами»: Борхес много пишет о Сервантесе и романе, они становятся сквозными «героями» его текстов. Поэтому, выпустив «Брата сна», режиссёр вернулся к Сервантесу (в работе над инсценировкой ему помогал драматург Миндаугас Настаравичюс). О работе над спектаклем и своём видении романа Адомас Юшка говорит так: «В романе рассказано нечто сущностное о природе человека. Я бы сказал, архетип, хотя это вовсе никакой не архетип — Дон Кихот не Фауст, он создан словно бы из ничего, из самого Сервантеса. Описанный в книге опыт Дон Кихота мне кажется общечеловеческим. Он навязывает реальности, окружающей действительности свои ценности и представления о них. Это столкновение индивидуальности с неумолимым, не поддающимся ей миром. Это жизнь в мире, который ты сам сотворил, и так поступает каждый. Неслучайно Дон Кихот, утратив свои иллюзии, умирает. Можно сказать, что в огромной мере человек живёт иллюзиями и верой, что он кому-то нужен, что его существование осмысленно. Всё это создано нами самими, а миру, по моему мнению, нет дела до наших нужд, он холодный. На репетициях сформулировал: оазис создаваемых человеческими мозгами смыслов в пустыне реальности. На самом деле есть только пустыня, наш оазис смыслов — мираж в ней.

В Дон Кихоте мне симпатично его безрассудство. Никогда не скажешь, что тебя очаровал в человеке его прагматизм. А это такая личность, которая просто привлекает, за время чтения в него влюбляешься, даже и не соглашаясь с ним, — вот в Гамлета, например, при чтении пьесы не влюбишься. А по сути, это книга о вере. Вере не в Бога, а вообще. Потому что вера — это не теоретическая установка, это то, как ты живёшь, к чему стремишься, что тебе кажется прекрасным и осмысленным. Дон Кихот так искренне и печально верит в любовь, а Сервантес в то же самое время показывает, как это комично и бессмысленно. И книга в итоге — жутко смешная и бесконечно грустная, она вся состоит из таких крайностей.

И человек в принципе обязан во что-то верить, такова его природа, и она не меняется. Но вообще человек за четыреста лет изменился необратимо. И речь не только о предметах вокруг, хотя ветряные мельницы, которые в дни Сервантеса были технической новинкой, сегодня примета седой старины, и на сцене они смотрелись бы, пожалуй, более странно, чем настоящие великаны. Однако я думаю, что Дон Кихот воплощает универсальное желание стать чем-то или кем-то иным, более близким к своим мечтам и стремлениям. А сам Дон Кихот гораздо ближе каждому из нас, чем кажется: по мере чтения романа понимаешь, что не герой не видит разницы между вымыслом и реальностью — просто эти границы на самом деле размыты настолько, что их почти невозможно найти. В спектакле же, который будет путешествием (в котором важна не цель-«месседж», а процесс), мы пытаемся найти оригинальные средства выразительности и не бояться играть с привычными театральными конвенциями — так, как поступал с литературными традициями сам Сервантес, создавая свой уникальный стиль».

Вместе с Юшкой над спектаклем работают сценограф Марюс Някрошюс, художник по костюмам Надежда Гультяева, композитор Андрюс Шюрис и видеорежиссёр Корнелиюс Ярошявичюс. В спектакле играют Алексас Казанавичюс (Дон Кихот), Андрюс Бялобжескис (Санчо Панса), Арунас Сакалаускас, Аушра Пукелите, Матас Диргинчюс, Симонас Сторпирштис, Довиле Шилкайтите-Римкявичене, Гедре Гедрайтите и Вайдас Вилюс. Примечательно участие в спектакле Вайдаса Вилюса — приглашённого артиста, одного из ведущих актёров Някрошюса.

Комментарии
Предыдущая статья
Марина Брусникина ставит читку малоизвестной пьесы Булгакова 16.05.2021
Следующая статья
На фестивале в Дагестане покажут спектакли театров кукол стран БРИКС 16.05.2021
материалы по теме
Новости
«Урал Балет», Пимонов и Горлинский выпускают мировую премьеру в «ГЭС-2»
19, 20 и 21 апреля в московском Доме культуры «ГЭС-2» пройдут показы балета Антона Пимонова «Графит» на музыку Владимира Горлинского. Это мировая премьера, специально созданная для пространства «ГЭС-2» и осуществлённая как совместный проект с екатеринбургским театром «Урал Опера Балет».
Новости
Светлана Землякова вернёт в Театр на Таганке «Деревянных коней»
Сегодня и завтра, 18 и 19 апреля, на Основной сцене московского Театра на Таганке пройдёт премьера спектакля Светланы Земляковой «Деревянные кони» по повестям Фёдора Абрамова.