И давайте без экспериментов: социальный состав российской аудитории

Знаете ли вы, что самая рафинированная группа отечественных зрителей на 81 процент состоит из женщин от 18 до 25? Что гарантией качества постановки подавляющее большинство зрителей считает участие в ней звезд, а наименьшим спросом пользуются экспериментальные спектакли?

Пытаясь выяснить состав и предпочтения сегодняшней публики, «Театр.» обратился к социологам. Результаты исследований, выполненных отделом экономики искусства Государственного института искусствознания, комментирует старший научный сотрудник ГИИ Александр Ушкарев.

В основу предложенной нами сегментации публики была положена способность дифференцировать художественный продукт. Такой подход позволил выделить пять зрительских групп:

S-1 — люди, потребности которых в искусстве могут быть в равной степени удовлетворены в результате посещения театра, концерта, цирка;

S-2 — зрители, предпочитающие театр другим видам исполнительских искусств;

S-3 — зрители, желающие пойти в какой-то конкретный театр;

S-4 и S-5 характеризуются персонифицированным интересом к создателям спектакля.

Нетрудно догадаться, что уровень дифференциации художественного продукта группами потребителей обратно пропорционален их удельному весу в зрительской аудитории.

Соотношения между указанными группами зрителей в аудитории различных театров, в которых проводились социологические опросы, оказались очень близкими.

Анкетные опросы театральной публики подтвердили известный факт: состав зрительской аудитории преимущественно женский. На мужчин приходится лишь немногим более четверти посещений российских театров. При этом в потребительских группах с высокой избирательностью тенденция к феминизации проявляется еще сильнее. Например, самая рафинированная группа зрителей (S-5) на 81 % состоит из женщин. Именно женщины особенно склонны к разборчивости в потреблении театрального продукта.

Социально-демографический портрет потребителей на театральном рынке описывается следующей закономерностью: чем выше степень избирательности театральных зрителей, тем уже сегмент таких зрителей и тем больше среди них молодых женщин в возрасте от 18 до 25 лет, а также тех, кто имеет высшее образование и занимается интеллектуальным трудом.

И еще одна закономерность: чем выше избирательность театральных зрителей, тем меньше их в аудитории, но тем чаще они посещают театр.

Современный театральный рынок распадается на две неравные части. Две первые группы зрителей (S-1 и S-2), т. е. около 62 % всей театральной публики,— это люди (преимущественно со средним специальным образованием, в возрасте до 35 лет), которые безо всяких для себя потерь могут отказаться от театра и посвятить свободное время другим видам досуга. Наиболее вероятной реакцией этих потребителей на по-вышение цен на билеты может стать переключение спроса на субституты театральных услуг.

Иная ситуация сложилась в потребительских группах с высокой избирательностью и детерминированными театральными потребностями (S-3, S-4 и S-5), включающих в себя около 38 % театральных зрителей. Они хотят либо пойти в конкретный театр, либо посмотреть конкретную пьесу, либо встретиться с конкретными создателями спектакля. По мере усиления степени избирательности театральных потребностей зрителей, возникает среда для монопольного повышения цен.

Для большинства сегодняшних зрителей независимо от пола, возраста, образования и уровня дохода главной причиной посещения театра является «желание отдохнуть, приятно провести время». На втором месте по популярности стоит «совет друзей», причем, чем младше возрастная группа, тем это для нее важнее. На третьем месте интерес к определенному драматургу, режиссеру и т. п. Примерно десятая часть респондентов в группе массового зрителя приводила на спектакль ребенка (причем это более характерно для зрителей с относительно высоким уровнем дохода).

Еще примерно десятая часть в группе массового зрителя, по их собственному признанию, попала на спектакль случайно. Существует связь между уровнем дохода респондента и удельным весом случайных посещений театра: чем выше доход зрителей, тем меньше среди них тех, кто попал на спектакль случайно.

Исследования показали, что в целом для театральной публики главным побудительным мотивом посещения театра является участие в спектакле популярных актеров. Даже для зрителей, обладающих высокой избирательностью по отношению к театральному продукту, актерский фактор оказывается очень существенным.

Публика отдельных театров может обладать индивидуальными особенностями. Это иллюстрирует приводимая ниже диаграмма — сравнение репертуарных предпочтений московской публики в целом и зрительской аудитории МХТ. Как видно из этой диаграммы, зрители МХТ предпочитают популярных актеров и классические пьесы, а зрелищность, наличие эффектных декораций и костюмов для них не столь важны.

Экспериментальный характер постановки пользуется на сегодняшний день наименьшим спросом у российской публики.

Основой исследования послужили результаты более чем 120 социологических опросов театральной публики, выполненных группой исследователей ГИИ в 1990 — 2000-е гг. в одиннадцати городах и 42 театрах Российской Федерации. ((См.: Художественная жизнь современного общества. В 3-хтомах. Отв. ред. А. Рубинштейн. Т. 3. Искусство в контексте социальной экономии. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1998; Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес. В 3-хтомах. Под ред. А. Рубинштейна и Ю. Фохта-Бабушкина. Т. 1. Рынок культурных услуг. Публика театра90-хгодов. — СПб.: Алетейя, 2000))

ТАБЛИЦЫ

Комментарии
Предыдущая статья
Новые Кугели:
отзывы со зрительских форумов
24.11.2011
Следующая статья
Назад, к Гвоздеву! 24.11.2011
материалы по теме
Архив
Лексикон директора театра
Директоры умеют быть убийственно вежливы и пригвождать художника к стулу одним точно найденным словом. Но слов этих даже у самого продвинутого директора немногим больше десятка. Если вы художник и хотите разговаривать с директором на его языке, вам надо освоить его нехитрый словарь