В Казани ставят пьесу Гумилёва для театра кукол

На фото - сцена из спектакля "Дитя Аллаха" © Лариса Пасынкова / соцсети театра "Экият"

 Сегодня и завтра, 15 и 16 апреля, в Татарском государственном театре кукол «Экият» (Казань) пройдёт премьера спектакля Олега Жюгжды «Дитя Аллаха» (12+) по одноимённой пьесе Николая Гумилёва.

«Дитя Аллаха» — текст, занимающий особое место в творчестве Гумилёва. Под впечатлением от первого представления петербургского театра марионеток Юлии Слонимской и Петра Сазонова (1916) поэт, уже написавший несколько пьес для драматических артистов, сочинил специально для новорождённого театра кукол поэтическую восточную сказку. Осуществить постановку этой «марионеточной драмы» (определение Сергея Маковского) помешали обстоятельства военного и, впоследствии, революционного времени. Уже после смерти автора пьеса «Дитя Аллаха» впервые увидела свет рампы (1922), причём на драматической сцене в эмигрантском Берлине.

На фото — сцена из спектакля «Дитя Аллаха» © Лариса Пасынкова / соцсети театра «Экият»

В казанском театре кукол «Экият» пьесу Гумилёва ставит белорусский режиссёр Олег Жюгжда — выпускник ЛГИТМиКа (1990), главреж Гродненского театра кукол (с 2003), дважды номинант «Золотой Маски». По его словам, этот текст он носил в своём «режиссёрском портфеле» двадцать лет. Отчасти на решение поставить «Дитя Аллаха» именно в Казани повлияло наличие своеобразного «колорита» — того контекста, который в будущем спектакле заменяет традиционную «восточную красоту». Арабская сказка о небесной деве, которая пришла на землю в поисках любви, решена минской художницей Людмилой Скитович в эстетике примитивного искусства. При этом марионеток в казанской постановке не будет — основными действующими лицами станут планшетные куклы и сами актёры, работающие в живом плане.

На фото — сцена из спектакля «Дитя Аллаха» © Лариса Пасынкова / соцсети театра «Экият»

По сюжету, главная героиня Пери — прекрасное и чистое «дитя Аллаха» — ищет «лучшего из сынов Адама», чтобы стать его возлюбленной. Против своей воли она приносит смерть троим встречным — каждый из них посягал на Пери, но не выдерживал божественного испытания. Удручённая чувством вины, героиня приходит в Багдад, чтобы понести наказание за причинённое зло, и сталкивается там лишь с меркантильными проявлениями горя (например, с радостью наследника, ставшего правителем из-за смерти отца). В итоге Пери встречает поэта Гафиза, способного возвращать погибших на землю, — но из трёх невольных жертв Пери ни один не желает покидать посмертного пристанища, где он получил всё, что было воплощением его главной земной страсти. Гафиз же оказывается тем самым «лучшим из людей», которого искала Пери. «Насколько я понимаю, и это близко мне, — пояснил Жюгжда порталу „Реальное время“ свой взгляд на пьесу, — Бог превыше всего ставит поэта, в широком смысле слова: автора, творца».

Вместе с Олегом Жюгждой над спектаклем «Дитя Аллаха» работают художник-постановщик Людмила Скитович, композитор Павел Кондрусевич и хореограф Ирина Ткаченко.

Комментарии
Предыдущая статья
В Александринке станцуют «Адама и Еву» 14.04.2022
Следующая статья
АТК выступила в поддержку Константина Райкина 14.04.2022
материалы по теме
Новости
Лариса Афанасьева строит в Германии филиал «Упсала-цирка»
Филиал «Упсала-цирка» откроется в немецком городе Цайц. В планах коллектива — постановки по Ремарку и текстам «Новой газеты».
Новости
Объявлена программа фестиваля «Опера – всем»-2022
С 12 по 24 июля в Санкт-Петербурге пройдёт XI фестиваль «Опера — всем». Местом действия станут городские площади и парки.