Главные впечатления московских критиков
в сезоне 2009/2010

Опрос критиков о минувшем сезоне можно найти во многих, в том числе и не специализированных СМИ. Особенность нашего опроса в том, что мы попросили назвать не самые удачные премьеры московских драматических театров, а несколько самых ярких театральных впечатлений, полученных в сезоне 2009/2010 в Москве. То есть не то, что стало событием в контексте сезона, а то, что оставило глубокий след в сознании самого критика. Помимо собственно московских имелись в виду все гастрольные спектакли, показанные в столице в указанный период, причем спектакли самых разных жанров — опера, балет, драма, современный танец, куклы. Мы руководствовались известным изречением Хайнера Мюллера, что в театре главное не успех, а впечатление (‘not a success, but an impact’). Ведь о громком провале выдающегося мастера вспоминаешь порой куда чаще, чем о рядовой удаче ремесленника. Количество впечатлений оставалось на усмотрение отвечающего. Исходя из результатов опроса, можно сделать как минимум два вывода:

1. Драматические критики почти не смотрят оперу, балет или современный танец, а если и смотрят, то в подавляющем большинстве игнорируют полученные впечатления. Громкая премьера Большого театра «Воццек» упомянута только двумя респондентами (Павел Руднев и Алла Шендерова), поставленный в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко и получивший множество наград хореографический опус Начо Дуато Na floresta один раз (Марина Тимашева). Столько же раз упомянут и его спектакль, показанный на Чеховском фестивале, «Многогранность формы тишины и пустоты» (Екатерина Дмитриевская). Даже общепризнанный шедевр Матса Эка «Жизель», приезжавший на гастроли в минувшем сезоне, впечатлил одну только Екатерину Дмитриевскую.

2. Гастрольные спектакли вообще проигрывают в сознании критиков московским премьерам. Ни одного упоминания не удостоились показанные на фестивале «Сезон Станиславского» «Кукольный дом» выдающегося американского авангардиста Ли Бруера и «Комната» Изабеллы Яна Лауэрса. Между тем эти объездившие полмира спектакли сделали бы честь любому самому престижному фестивалю. Практически незамеченными остались интересный и тонкий спектакль Кристиана Смедса «Чайка» («Сезон Станиславского») и одно из самых ярких событий театральной Европы — «Оргия толерантности» Яна Фабра (фестиваль NET). Из спектаклей Чеховского фестиваля нескольких упоминаний удостоилась лишь «Донка» Даниэле Финци Паски. О Жозефе Надже вспомнила только Алла Шендерова. О Франке Касторфе — никто. Достойно размышлений, что добротный спектакль Ирины Керученко («Кроткая») впечатлил большее количество опрошенных, чем прекрасный спектакль одного из лучших режиссеров современной Европы Гжегоша Яжины «У нас все хорошо» (был показан в рамках «Золотой Маски») и — к слову говоря — чем спектакль ее собственного учителя Камы Гинкаса «Медея». А симпатичная студенческая работа «История мамонта» (режиссер Екатерина Гранитова) собрала столько же голосов, сколько «Идиот» Эймунтаса Някрошюса. Остается понять, какие из этих впечатлений останутся в истории театра. Мы приводим сводный рейтинг спектаклей, которые были упомянуты в опросе более одного раза.

В опросе принимали участие: Дина Годер, «Время новостей»; Елена Груева, «Time Out Moscow»; Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена»; Роман Должанский, «Коммерсант»; Ольга Егошина, «Новые Известия»; Наталья Каминская, «Культура»; Глеб Ситковский, «Труд»; Павел Руднев, «Частный корреспондент»; Олег Зинцов, «Ведомости»; Марина Тимашева, радио «Свобода»; Александр Соколянский, «Частный корреспондент»; Алена Карась, «Российская газета»; Алла Шендерова, «Infox»

Ответы критиков в той версии, в которой они были получены журналом «Театр.», читайте на сайте OpenSpace.ru

Дядя Ваня
12 голосов
Театр им. Вахтангова
Режиссер Римас Туминас
(Дина Годер, Елена Груева, Екатерина Дмитриевская, Роман Должанский, Ольга Егошина, Наталья Каминская, Алена Карась, Павел Руднев, Глеб Ситковский, Марина Тимашева, Александр Соколянский, Алла Шендерова)

Идиот
6 голосов
Театр «Мено Фортас» (Литва) совместно с Фондом им. Станиславского
Фестиваль «Сезон Станиславского»
Режиссер Эймунтас Някрошюс
(Елена Груева, Глеб Ситковский, Дина Годер, Марина Тимашева, Екатерина Дмитриевская, Алла Шендерова)

История мамонта
6 голосов
Мастерская Олега Кудряшова, РАТИ — ГИТИС
Режиссер Екатерина Гранитова
Театральный Центр СТД РФ «На Страстном»
(Ольга Егошина, Елена Груева, Глеб Ситковский, Павел Руднев, Марина Тимашева, Алена Карась)

Триптих
6 голосов
Мастерская
Петра Фоменко
Режиссер Петр Фоменко
(Ольга Егошина, Елена Груева, Глеб Ситковский, Марина Тимашева, Александр Соколянский, Алена Карась)

Кроткая
5 голосов
МТЮЗ
Режиссер Ирина Керученко
(Ольга Егошина, Елена Груева, Глеб Ситковский, Павел Руднев, Алла Шендерова)

Метод Гренхольма
5 голосов
Театр Наций
Режиссер Явор Гырдев
(Ольга Егошина, Елена Груева, Глеб Ситковский, Павел Руднев, Роман Должанский)

Ничья длится мгновение
4 голоса
РАМТ
Режиссер Миндаугас Карбаускис
(Ольга Егошина, Глеб Ситковский, Марина Тимашева, Елена Груева)

Медея
4 голоса
МТЮЗ
Режиссер Кама Гинкас
(Ольга Егошина, Глеб Ситковский, Павел Руднев, Марина Тимашева)

Донка
3 голоса
Чеховский фестиваль
Театр Sunil
Режиссер Даниэле Финци Паска
(Елена Груева, Дина Годер, Марина Тимашева)

Маскарад
3 голоса
Театр им. Вахтангова
Режиссер Римас Туминас
(Ольга Егошина, Марина Тимашева, Александр Соколянский)

У нас все хорошо
3 голоса
Фестиваль «Золотая маска», программа «Маска-плюс»
TR Warszawa
Режиссер Гжегош Яжина
(Наталья Каминская, Дина Годер, Олег Зинцов)

Wonderland-80
2 голоса
Театр-студия под руководством Олега Табакова
Режиссер Константин Богомолов
(Глеб Ситковский, Алла Шендерова)

Воццек
2 голоса
Большой театр
Режиссер Дмитрий Черняков
(Павел Руднев, Алла Шендерова)

Великая война
2 голоса
Фестиваль NET
Компания «Hotel Modern»
(Дина Годер, Екатерина Дмитриевская)

Обрыв
2 голоса
МХТ им. Чехова
Режиссер Адольф Шапиро
(Марина Тимашева, Елена Груева)

Три мушкетера. Десять лет спустя
2 голоса
Театр «Около дома Станиславского»
Режиссер Юрий Погребничко
(Елена Груева, Роман Должанский)

Чехов-gala
2 голоса
РАМТ
Режиссер
Алексей Бородин
(Елена Груева, Наталья Каминская)

В подготовке материала
участвовала
Елена Силаева, РГГУ,
факультет истории
и филологии, 4 курс,
мастер курса —
Г. В. Макарова

Комментарии
Предыдущая статья
Старые спектакли
московских театров
23.09.2012
Следующая статья
Статистика занятости артистов стационарных трупп в спектаклях «на стороне» 23.09.2012
материалы по теме
Архив
Лексикон директора театра
Директоры умеют быть убийственно вежливы и пригвождать художника к стулу одним точно найденным словом. Но слов этих даже у самого продвинутого директора немногим больше десятка. Если вы художник и хотите разговаривать с директором на его языке, вам надо освоить его нехитрый словарь