Кама Гинкас впервые ставит Толстого

На фото - сцена из спектакля "Отец Сергий" © Елена Лапина

21, 22 и 29 января на Основной сцене Московского театра юного зрителя (МТЮЗ) пройдёт премьера спектакля Камы Гинкаса «Отец Сергий» по одноимённой повести Льва Толстого.

Любопытно, что постановки, основанные на текстах или биографии Толстого, в последнее время появляются всё чаще: к сочинениям классика обращаются самые разные режиссёры — от Данила Чащина и Андрея Прикотенко до Римаса Туминаса и Дмитрия Крымова (не говоря о спектаклях по «Русскому роману» Марюса Ивашкявичюса или документальным пьесам). Для Камы Гинкаса «Отец Сергий» — новый опыт: в разные годы он много ставил Достоевского и Чехова, в 2010-е обращался к творчеству Лескова и Гоголя, но спектаклей по Толстому в его творческой биографии до сих пор не было.

На фото – Кама Гинкас и Максим Виноградов на репетиции спектакля “Отец Сергий” © соцсети МТЮЗа

Гинкас подчёркивает, что для него в толстовской повести важна параллель с судьбой самого автора. Причём речь идёт о «пророческом» сходстве, поскольку события, которые напоминают режиссёру сюжет «Отца Сергия», в жизни Толстого произошли спустя несколько десятилетий. О том, почему повесть кажется ему исповедью, Гинкас рассказывает так: «В 1910 году Лев Толстой в возрасте 82 лет ушёл из дома и, отказавшись от всего, включая всемирную славу, отправился пешком в монастырь. По дороге умер. За 20 лет до этого Толстой задумал и написал „Отца Сергия“ — повесть про человека, который бросил всё и ушёл в монахи. Какое странное и страшное предвидение.

Бытует представление: „Отец Сергий“, мол, о монахе, которого пыталась совратить светская дама и который даже отрубил себе палец, дабы убить похоть. Конечно, всё это есть в „Отце Сергии“, повести о гордыне и честолюбии, о борьбе с собой и о страшном падении. На самом деле „Отец Сергий“ — это трагедия человека, который тщетно пытался достичь Абсолюта. „Отец Сергий“ — это неистовая и пугающая своей откровенностью исповедь великого старца Толстого».

Повесть создавалась на протяжении восьми лет с перерывами (1890-1898), а впервые опубликована была уже после смерти автора, в 1911 году. Время действия спектакля Гинкаса, очевидно, значительно выйдет за эти временные рамки — среди персонажей, в частности, присутствует «офисный планктон». Отметим, что в программке действующие лица перечислены подробно и «литературно», за исключением первого — введённого режиссёром Игумена Пафнутия, которого играет Игорь Ясулович. Заглавную роль исполнит Максим Виноградов.

На видео – фрагмент спектакля “Отец Сергий” (Игорь Ясулович в роли Игумена Пафнутия) © соцсети МТЮЗа

За пространственное решение спектакля отвечают сценограф Эмиль Капелюш, художник по свету Александр Мустонен и художник по костюмам Елена Орлова. Особое внимание в спектакле уделено музыкальной составляющей — в программке после списка действующих лиц и исполнителей сказано: «Все поют, а барышни танцуют», — и уточняется, что использована музыка Шнитке и Канчели. За хореографию отвечает Виктория Арчая, музыкальный руководитель — Вячеслав Ахметзянов.

Помимо Игоря Ясуловича и Максима Виноградова, в спектакле заняты Полина Одинцова, Евгения Михеева, Константин Ельчанинов, Илона Борисова, Дмитрий Супонин, Илья Созыкин, Алла Онофер, Сергей Кузнецов и другие артисты МТЮЗа.

Комментарии
Предыдущая статья
Памяти Наташи Исаевой 14.01.2022
Следующая статья
Воронежский ТЮЗ возглавил Евгений Кочетков 14.01.2022
материалы по теме
Новости
Умерла Лариса Леонова
30 июня ушла из жизни актриса Санкт-Петербургского государственного академического театра имени Ленсовета Лариса Леонова. Ей было 82 года.
Новости
Александр Стульнев уволен с поста директора Театра имени Маяковского
Сегодня, 1 июля, стало известно об увольнении директора Московского театра им. Вл. Маяковского Александра Стульнева. Об этом написал в своих соцсетях бывший художественный руководитель театра Миндаугас Карбаускис.