Наставшев, Волкострелов, Лисовский и Сеньков выпустят премьеры в частном театре Риги

На фото - обсуждение планов на сезон 2019-2020 в Ģertrūdes ielas teātris © Didzis Grodzs (git.lv)

Рижский Ģertrūdes ielas teātris (Театр на улице Гертрудес) в преддверии юбилейного десятого сезона рассказал о ближайших планах.

27 октября 2009 года прошёл первый спектакль театра в помещении на улице Гертрудес, где раньше находилось Рижское ремонтно-строительное управление, – эту дату театр считает днём своего рождения. С 22 по 27 октября GIT сыграет десять спектаклей, ставших для него знаковыми, включая уже снятые с репертуара. Кроме того, к юбилею приурочено открытие резидентской программы театра – она стартует форумом молодых деятелей театра Балтийских стран. В числе заявленных премьер сезона – постановки худрука GIT Андрея Ярового, молодого хореографа Агате Банкавы (Банкава участвовала в работе над постановкой Геннадия Островского «Уроки персидского», которую прошлой осенью можно было увидеть в Москве), Владислава Наставшева, Элмара Сенькова, Карлиса Круминьша, Арниты Яунсубрены, а также Всеволода Лисовского и Дмитрия Волкострелова.

GIT является театром без труппы и декларативно экспериментальной площадкой: приходящий сюда режиссёр волен выбирать любой язык – как в театральном, так и в буквальном смысле. Отсутствие цензуры и свобода творчества во всех смыслах отличает, по словам многих из них, GIT от других латвийских площадок (как минимум – от государственных театров). В частности, возможность «преодоления любых границ» подчёркивает Владислав Наставшев, поставивший хит GIT‘а – спектакль «Чёрная сперма» по рассказам Сергея Уханова (эта работа вошла в юбилейный топ-10). В конце декабря-начале января Наставшев выпустит в GIT новый спектакль – литературной основой станет роман Алена Гироди «Здесь начинается ночь» (автор, сценарист и режиссёр, в последнем своём качестве обычно именуется по-русски как Жироди). Сюжет романа, получившего литературную премию маркиза де Сада во Франции, во многом продолжает снятый автором фильм «Незнакомец у озера» и рассказывает о возникших у мужчины средних лет странных чувствах к 98-летнему старику.

Другой известный в России (как и Наставшев, постановками в московском «Гоголь-центре») латвийский режиссёр Элмар Сеньков в этом сезоне поставит спектакль в GIT‘е впервые. С материалом Сеньков пока не определился, однако премьера намечена на весну. Создавать спектакль режиссёр будет вместе с командой единомышленников, которых он нашёл в выпускниках курса театра кукол Латвийской академии культуры, с которыми уже работал на протяжении двух лет. Дипломный спектакль того же курса – постановка режиссёра Карлиса Круминьша «Дьявольская рука» (о животных желаниях человека и ожившей театральной кукле) – с этого года станет репертуарным спектаклем GIT‘а и первой премьерой нового сезона.

В ноябре Агате Банкава выпустит премьеру хореографического моноспектакля, суть которого она характеризует следующим образом: «О том, как я живу в своём теле и как моё тело живёт со мной. Как я все годы училась танцевать, что из этих танцев осталось в моём теле, как они уживаются друг с другом – и слушаю ли вообще своё тело я сама». Худрук театра Андрей Яровой выпустит спектакль, инспирированный «Неторными тропами» Хайдеггера – на деле практически невербальный спектакль будет исследованием взаимодействия человека и культуры, старого и нового через природу дерева в разных его формах – например, дров, угля, бумаги. Кроме того, латвийский режиссёр Арнита Яунсубрена, с 2008 года живущая в Германии, поставит спектакль-исследование на материале советской пьесы для детей «Снегуркина школа», написанной Григорием Ландау. Режиссёр переслушала известную советскую радиопостановку по «Снегуркиной школе» и заинтересовалась идеологическим и пропагандистским контекстом пьесы – как в русской версии, так и в переводе на латышский.

Однако особый интерес представляют три работы, которые появятся в репертуаре GIT‘а благодаря начатому сотрудничеству с Евгенией Шерменёвой и её независимым театральным проектом KatlZ. Первая – постановка Леры Сурковой „TWHYS“ (сокращение от The War Hasn’t Yet Started) по пьесе Михаила Дурненкова «Война ещё не началась» – войдёт в репертуар GIT‘а как готовый спектакль. Напомним, фактическая премьера „TWHYS“ прошла год назад. В спектакле, который играют на русском языке, занята интернациональная актёрская команда: звезда латвийской сцены Гуна Зариня, известный литовский актёр Гитис Иванаускас и актёр Рижского русского театра Александр Маликов. Вторым опытом сотрудничества KatlZ и GIT‘а станет латвийская версия «Молчания на заданную тему» Всеволода Лисовского – напомним, в прошлом сезоне в Риге на гастролях играли российское «Молчание…» с Алёной Старостиной, а летом в рамках творческой лаборатории Лисовский разработал концептуально новую версию спектакля для актрисы Инары Слуцки и хореографа Яны Яцук.

Сама Старостина, как планируется, примет участие в третьей российско-латвийской премьере GIT‘а – спектакле Дмитрия Волкострелова по пьесам Павла Пряжко. Предполагается, что будет занята в ней и упомянутая выше Яна Яцук, а также латвийские актрисы Инесе Пуджа и Анта Айзупе. Премьера спектакля Волкострелова должна пройти на фестивале POSTWEST берлинской Volksbühne в конце мая, а после этого переместиться на рижскую улицу Гертрудес.

Напомним, один из спектаклей Ģertrūdes ielas teātris можно было увидеть этим летом в России – постановка «ANNA : ЛЮБОЛЬ» вошла в программу фестиваля «Толстой».

Комментарии
Предыдущая статья
На фестивале в Бангкоке выступят артисты из России, Великобритании, Нидерландов и Испании 07.09.2019
Следующая статья
Екатеринбургский театр «Фабрика» сделает граффити частью спектаклей о связи времён 07.09.2019
материалы по теме
Архив журнала
Театр Дмитрия Волкострелова: проблемы поэтики
Российский государственный институт сценических искусств Факультет мастерства сценических постановок Кафедра театрального искусства Магистерская диссертация Театр Дмитрия Волкострелова: проблемы поэтики Студентка: Осеева Юлия Андреевна Руководитель: доктор искусствоведения, профессор кафедры русского театра Барбой Юрий Михайлович Санкт-Петербург, 2019 Содержание: Введение Глава 1. Зритель…
Архив журнала
ОТ РЕДАКЦИИ
Номер журнала ТЕАТР, который вы держите в руках, целиком состоит из текстов молодых театроведов. Для нас это очень важный проект. Мы часто заказывали молодым авторам статьи, но теперь нам захотелось понять, как выглядит круг их собственных интересов. Для этого редакция…
24.10.2020