Марат Гацалов в Перми «обнулит» представления о «Дон Жуане»

Промо-фото спектакля "Дон Жуан". Фото с сайта Пермской оперы.

Премьера «Дон Жуана» Моцарта в постановке главного режиссёра Пермской оперы Марата Гацалова пройдёт 17 и 18 декабря. Будущий спектакль театр характеризует как «оперную инсталляцию».

Марат Гацалов вместе с главным дирижёром Пермской оперы Артёмом Абашевым и большой командой соавторов осмысляют историю о Дон Жуане как «драму о порядке и хаосе». По словам Гацалова, хаос здесь — сам Дон Жуан: «„Бог умер“ — содержание „Дон Жуана“ вполне можно было резюмировать этой канонической фразой Ницще. Её аллегорией у Моцарта становится убийство Командора — героя, олицетворяющего собой привычный порядок, структуру. Дон Жуан же, напротив, это в первую очередь энергия первозданного хаоса, жизни, творчества, воображения. Работая над спектаклем, мы часто вспоминали не только Ницше, но и Достоевского. Оба они предупреждали о том, что наступает новое время, разрушающее старую картину мироздания. Вскоре привычная структура мира действительно оказалась поверженной, роль мужчины как отца и как мастера рассыпалась — сегодня мы по-прежнему живём в этой парадигме, столь красноречиво описанной в „Дон Жуане“. Опера Моцарта в том числе и о том, что человечество до сих пор не преодолело этот кризис».

Общий замысел нового спектакля театр описывает так: «„Дон Жуан“ как „Криминальное чтиво“, „Дон Жуан“ как „Казанова“, „Дон Жуан“ как „Теорема“… Какие только приключения не переживал этот сюжет за два с лишним века кинотеатральной истории! Либертин, романтик в поиске идеала, бунтарь, гений чувственности, усталый циник, смутный объект желания — главный герой „оперы опер“ менял личины как перчатки. Снова и снова актуализируя, деконструируя и переосмысляя один из ключевых мифов Нового времени, театр словно бы проверял его на прочность — так что под воздействием всех этих операций материал „Дон Жуана“ устал и потерял эластичность: к началу XXI века оптимальным форматом сценического воплощения оперы Моцарта казалось концертное исполнение. Любая попытка предложить сегодня очередную театральную трактовку „Дон Жуана“ почти неизбежно обречена на провал: поставить оперу Моцарта — значит выстроить объективную модель мира, но в современной реальности с её тотальной относительностью всего и вся, с её невозможностью увидеть цельную картину происходящего вокруг эта задача кажется невыполнимой.

Но что будет, если пересмотреть привычные взаимоотношения музыки и сцены, отказавшись от самой идеи театральной интерпретации? Что будет, если позволить зрителю сконцентрироваться на „весёлой драме“ музыки Моцарта, инициировав его воображение и воспламенив его способность к критическому суждению? Новый „Дон Жуан“ Пермской оперы — попытка ответить на эти вопросы».

Музыкальный руководитель постановки, Артём Абашев, поясняет, почему «Дон Жуана» в Пермской опере соотносят с моцартовским будущим и нашим настоящим: «В этом сочинении композитор опередил своё время более чем на сто лет. Его музыка гораздо прогрессивнее эпохи, в которую была написана. Для меня „Дон Жуан“ — это скорее сочинение эпохи модернизма, и мне важно, чтобы зритель, приходя в театр, услышал Моцарта прогрессивного».

Роль Дон Жуана в новом спектакле репетируют Андрей Бондаренко и Энхбат Тувшинжаргал, Донны Анны — Надежда Павлова и Элона Коржевич, Командора — Гарри Агаджанян и Владимир Тайсаев, Дона Оттавио — Сергей Годин и Борис Рудак, Донны Эльвиры — Наталья Кириллова и Анжелика Минасова, Мазетто — Тимофей Павленко и Виктор Шаповалов, Церлины — Утарид Мирзамова и Дарья Пичугина, а Лепорелло сыграет Аскар Абдразаков.

Кроме двух главных авторов спектакля, Гацалова и Абашева, над новой версией «Дон Жуана» работает интернациональная команда: автор визуальной концепции и сценограф Моника Пормале и художник по свету Рудольфс Балтиньш из Латвии, а также художник-постановщик Евгений Воробьёв, художник по видео Ася Мухина и драматург — Дмитрий Ренанский.

Комментарии
Предыдущая статья
Юрий Муравицкий стал победителем премии журнала «Сноб» 12.12.2020
Следующая статья
«Философскую оперу» Троицкого по текстам Клима и Ницше сыграют онлайн 12.12.2020
материалы по теме
Новости
На «Арт-платформе» покажут «абсурдистский танцевальный спектакль»
Завтра, 25 апреля, в пространстве «Арт-платформы» в московском Новом Манеже театр современного танца «всем телом» сыграет премьеру спектакля Александра Шуйского «Фрагменты Ожидания».
Новости
Янушкевич пригласит челябинцев на необитаемый остров шекспировской «Бури»
Сегодня, 24 апреля, на Малой сцене Челябинского театра кукол имени Вольховского пройдёт премьера спектакля Александра Янушкевича «Буря» (16+) по одноимённой пьесе Шекспира.