Питерский театр FULCRO исследует жестокость в премьере по Маяковскому

На фото - актёры Сергей Горошко и Анастасия Гордыманова © пресс-служба театра FULCRO

Независимый театр FULCRO, созданный на базе курса Вениамина Фильштинского, сыграет 15, 16 и 17 сентября первую премьеру своего второго сезона — спектакль «Ничто. Nihil» по трём текстам Маяковского.

Театр FULCRO (в переводе — «точка опоры, связующее звено») создали выпускники РГИСИ-2020. Журнал ТЕАТР. подробно рассказывал об этом проекте: напомним, ученики Вениамина Фильштинского вместе с командой соавторов придумали FULCRO как горизонтальный театральный проект, местом прописки для него стал индустриальный кластер на Курляндской улице (бывший завод «Степан Разин»).

Урбанистическое заводское пространство — кирпичное здание с более чем двухвековой историей. Хотя премьеру играют в корпусе, построенном уже в советское время, пространство в очередной раз становится отправной точкой в выборе формы и ракурса, с которого команда смотрит на материал, а отчасти и самого этого материала. В основе спектакля «Ничто. Nihil» — дореволюционные сочинения Маяковского: поэмы «Облако в штанах» и «Человек» и трагедия «Владимир Маяковский» (на сайте FULCRO напротив названия «Человек» в качестве жанра указано «вещь»). В официальном пресс-релизе говорится: «На базе этих текстов команда спектакля погружается в тему жестокости: от жестокости человека к самому себе и близким к формам жестокости на разных уровнях, приводящих к фатальным последствиям: войны, геноцид и другие Катастрофы, на пороге которых Маяковский ушёл из жизни». Второй темой, которая занимает создателей, релиз называет вопрос о том, «как человек превращается из личности в достояние общественности, какие у этого последствия и как пройти через этот болезненный этап и остаться живым». Поэтому пространство «в ходе спектакля масштабируется — от огромного в полторы тысячи квадратных метров зала до маленькой комнаты, — говорится в релизе. — Границы его подвижны, как и границы личности главного героя».

Режиссёр спектакля и куратор FULCRO Дарья Шамина рассказывает: «Мы начали делать спектакль про жестокость, но вдруг получилась история про то, что человек — хрустальный, он легко разрушается, распадается на частицы. Это очень тихий спектакль: мы старались, когда работали, минимально нарушать тишину пространства — хотя это странно звучит, когда речь о театре и поэзии, тем более Маяковского. Чтобы нарушать тишину, нужны очень веские основания, и мы эти основания внутри „Ничто“ ищем. По сюжету это история перехода человека из субъекта в объект и его принятия этого состояния. Художник в ней перестаёт быть человеком, он здесь не за этим: это больно, жестоко, страшно и вместе с тем неотвратимо. Служение. Сам Маяковский совершенно прямо и без обиняков ставит себя вровень с Богом — он равен ему как минимум потому, что стихи его, как и любого большого поэта, и есть голос Бога, доступный людям. В этом смысле принять себя в качестве проводника этого голоса и ничего ни с чем не перепутать — задача сложная настолько, что местами даже забавная. А ещё она обязательно заканчивается большой жертвой. Так принято у пророков».

Соавторами Дарьи Шаминой в создании «маленького тихого спектакля», как она назвала «Ничто», стали актёры Сергей Горошко и Анастасия Гордыманова, художник Михаил Заиканов, хореограф Анна Закусова, композитор Илья Symphocat и другие.

Комментарии
Предыдущая статья
Новая опера откроет сезон эксклюзивными программами 01.09.2021
Следующая статья
АТК выступила в поддержку белорусского продюсера Анжелики Крашевской 01.09.2021
материалы по теме
Новости
Юлия Пересильд вернулась из космоса
Экипаж с актрисой Юлией Пересильд и режиссёром Климом Шипенко благополучно завершил съёмки на Международной Космической Станции.
Новости
Умер писатель и драматург Йосеф Бар-Йосеф
В возрасте 88 лет умер израильский писатель и драматург Йосеф Бар-Йосеф, лауреат Премии Израиля (2003).