В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу Рощина

На фото - сцена из спектакля "Седьмой подвиг Геракла". Фото с сайта театра

Премьера спектакля Евгения Каменьковича «Седьмой подвиг Геракла» — сегодня и завтра, 30 и 31 января.

«Седьмой подвиг Геракла» по пьесе Михаила Рощина в постановке худрука «Мастерской» станет четвёртой премьерой премьерой нынешнего сезона — и первой, выходящей на большой сцене театра.

«Седьмой подвиг Геракла» — первая пьеса Михаила Рощина, написанная в 1963 году. История о стране «авгиевых конюшен», жители которой по воле богини лжи Аты убеждены, что живут в процветающем государстве, воспринималась изначально и читается по сей день в контексте «шестидесятнического» мировосприятия, ставящего этическое начало в искусстве вровень, а зачастую и выше сугубо эстетического. Прозрачность аллегории «мифологического» сюжета сделала пьесу неподцензурной: в момент появления «Седьмого подвига Геракла» им заинтересовались несколько режиссёров, в том числе Олег Ефремов, который хотел поставить дебютную комедию Рощина на сцене «Современника», однако этот замысел не осуществился — именно по причине очевидной «антисоветской» направленности пьесы. Текст «Седьмого подвига…» ходил в списках вплоть до «перестроечных» времён, когда в 1987 году пьеса была опубликована в журнале ТЕАТР., а спустя год впервые поставлена во всех смыслах следующим поколением: спустя четверть века после написания «Седьмого подвига…» постановку осуществил Михаил Ефремов в «Современнике-2».

В «Мастерской Петра Фоменко» жанровым определением «Седьмого подвига Геракла» становится «старомодная комедия»: ироничная формула не только отсылает к известной пьесе другой знаковой фигуры советской драматургии, Алексея Арбузова, но и обозначает принцип восприятия текста, написанного более полувека назад, временную и стилистическую дистанцию, возводимую в принцип. При этом создатели спектакля настаивают на злободневности и не утраченной актуальности текста если не на уровне формы, то на уровне содержания, конфликта, той этической составляющей, которая была значимой для «старомодных» «шестидесятников» (в некрологе ушедшему в 2010 году Рощину Марина Давыдова писала: «Как многие представители его поколения, он верил, что литература — это не просто чёрные знаки на белом листе, но нечто могущее изменить и меняющее нашу жизнь. Что писатель должен не только сочинять, он должен неустанно вычищать авгиевы конюшни — своей страны, своей души. Он воспринимал творчество как седьмой подвиг Геракла»).

Что же касается эстетической составляющей, то «фоменковская» аннотация выбирает для её характеристики цитату из самого Рощина: «…Теперь я думаю, что „Геракл“ во многом был навеян Ануем, Ионеско, но всё же более всего, конечно, тем временем, когда романтический порыв и вера в добро схватились с ложью и хитростью, и схватка была в той стадии, когда ещё неизвестно, чья возьмёт. Лишь через несколько лет я узнал, что примерно в ту же пору писал своего „Геракла“ Дюрренматт».

Как и в предыдущей премьере Каменьковича, спектакле «Король Лир», в «Седьмом подвиге Геракла» будут заняты артисты всех поколений театра — в частности, Геракла сыграет Никита Тюнин, Тезея — Амбарцум Кабанян, а «богиню лжи и обмана» Ату — Мария Большова. Вместе с режиссёром над созданием спектакля работали автор стихов и музыки Герман Бескедов, сценограф Мария Митрофанова, художник по костюмам Мария Боровская и художник по свету Владислав Фролов.

Комментарии
Предыдущая статья
В БДТ покажут «Белые ночи» 29.01.2020
Следующая статья
В Электротеатре пройдёт презентация книги о Варликовском 29.01.2020
материалы по теме
Новости
На «Арт-платформе» покажут «абсурдистский танцевальный спектакль»
Завтра, 25 апреля, в пространстве «Арт-платформы» в московском Новом Манеже театр современного танца «всем телом» сыграет премьеру спектакля Александра Шуйского «Фрагменты Ожидания».
Новости
Янушкевич пригласит челябинцев на необитаемый остров шекспировской «Бури»
Сегодня, 24 апреля, на Малой сцене Челябинского театра кукол имени Вольховского пройдёт премьера спектакля Александра Янушкевича «Буря» (16+) по одноимённой пьесе Шекспира.