Мытищинский театр «ФЭСТ» опубликовал открытое письмо, в котором обращается с призывом поддержать его в ситуации, напоминающей происходившее в новосибирском театре «Глобус» (о том, что происходило в Новосибирске, журнал ТЕАТР. подробно сообщал ранее).
Письмо, адресованное президенту РФ, министру культуры, губернатору Московской области, председателю СТД, а также «театральной общественности, жителям городского округа Мытищи и всем гражданам Российской Федерации, неравнодушным к судьбе театрального искусства в стране», рассказывает о странных действиях со стороны местных властей, в частности, изменивших устав театра, коллектив которого теперь не может влиять на собственную судьбу, сокративших финансирование экономически успешного театра, а также «оптимизировавших» экономическую деятельность «ФЭСТа». Контракт с бессменным худруком театра Игорем Шаповаловым неожиданно ограничили 2020-м годом с явным намерением более его не продлевать. Показательно, что помимо срочного контракта Шаповалову была изменена должность как таковая, и теперь он стал ответственным не только за художественный аспект деятельности театра. Отвечавший за административно-финансовый блок деятельности театра директор Игорь Соколов, проработавший в «ФЭСТе» 14 лет без нареканий, отмеченный наградой губернатора Московской области как «Лучший руководитель учреждений культуры Московской области» (2013 г.), был уволен без объяснения причин, а должность директора была упразднена.
Основатель «ФЭСТа» Игорь Шаповалов прокомментировал журналу ТЕАТР. происходящее и рассказал о нескольких общих сюжетах, усугубляющих нынешнее положение мытищинского театра: «Наша администрация городского округа Мытищи начала травлю театра, и все наши попытки каким-то образом добиться — что не устраивает, каким образом урегулировать ситуацию? — не приводят ни к чему. Нам катастрофически сократили бюджет, театр не может в этих рамках существовать. Убрали бухгалтерию. Изменили устав.
Я являюсь создателем этого театра (ему в этом году 30 лет) и работал по бессрочному контракту. Теперь меня начали плавно готовить к тому, чтобы убрать, и заменили бессрочный контракт на двухлетний. Плюс к этому, я был всегда художественным руководителем, а мне навязали ещё должность директора. Так что у меня должность теперь звучит «директор — художественный руководитель». И все мои попытки протестовать против этого не возымели никакого успеха, потому как нужно было иметь возможность… ну, как к худруку они ко мне придраться не могут, а вот как к директору — всегда можно найти какие-нибудь зацепки. Вот на это расчёт.
Могу добавить ещё две наиболее вопиющие истории — они касаются не только нашего театра, а в целом нынешнего театрального движения. Сейчас появилась и третий год существует замечательная программа — помощь театрам малых городов. Блестящая программа, очень грамотно придуманная и действительно рассчитанная на то, чтобы дать мощный импульс к дальнейшему развитию русского репертуарного театра. В общей сложности по России 159 театров в ней принимают участие. Значит, выделяются средства (и, в общем, немалые по меркам театров малых городов) — на постановки спектаклей и на материально-техническое развитие театра. И местные власти сразу сориентировались: ага, раз деньги выделяются, мы тогда свои, местные бюджеты урежем. Программа началась в 2017 году, тут они ещё среагировать не успели; в 2018 году они так, в общем, робко попробовали урезать местные субсидии, но не сильно урезали; а в этом году уже очень серьёзно — семнадцать театров получили урезанные бюджеты местные в связи с тем, что… И как бы свели на нет действие этой программы: то, что выделяется в рамках федеральной программы, то «компенсируется» уменьшением местного бюджета. И есть ещё одна сторона медали — в следующем году программа перестанет действовать, а я вот на сто процентов уверен, что местные бюджеты не вернутся к тем цифрам, которые были до начала этой федеральной программы. То есть получится, что у театров положение и так-то было невесёлое, а теперь будет просто бедственное.
Вторая история вот какая. Есть так называемая предпринимательская деятельность театров — то, что получают театры от реализации билетов, проведения каких-нибудь праздничных мероприятий и так далее — короче говоря, те средства, которые театр зарабатывает. И местные власти говорят: а, ну вот вы же зарабатываете, на муниципальной собственности зарабатываете, поэтому мы имеем право уменьшить вам муниципальную субсидию на размер заработанных вами средств. Ну, во-первых, это противозаконно — по положению о мерах поддержки театра, утверждённое постановление правительства: чётко совершенно сказано, что размеры предпринимательской деятельности не могут влиять на размеры местной субсидии. А во-вторых — с точки зрения логики получается, что театрам в таком случае противопоказано вести активную творческую деятельность, поскольку получается, что чем активнее ты работаешь, тем меньше средств тебе выделяют».
Приводим текст открытого письма театра «ФЭСТ» (его можно подписать в фойе театра; кроме того, «ФЭСТом» составлена петиция на change.org):
Уважаемые господа!
В прошлом году Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» отметил свое 30-летие. Это уникальный и самобытный коллектив, один из крупнейших театров Подмосковья, в репертуаре которого более 50 спектаклей для детей и взрослых. Ежегодно театр посещает около 50 тысяч человек, «ФЭСТ» пользуется заслуженной любовью зрителей. Наконец, театр «ФЭСТ» неоднократно признавался самым экономически эффективным театром Московской области!
Нынешний, 2019 год в нашей стране по решению Президента объявлен Годом театра, однако именно сейчас театр «ФЭСТ» оказался под угрозой гибели! Виной тому произвол со стороны чиновников Администрации Городского округа Мытищи! В течение нескольких месяцев ими предприняты следующие шаги:
— Изменен устав театра. Коллектив полностью лишен возможности влиять на судьбу театра и совершенно беззащитен перед любыми действиями чиновников.
— Бюджетные ассигнования на 2019 год сокращены на 15 миллионов рублей. Муниципальный бюджет не выделил ни рубля на постановку новых спектаклей!
— На днях предпринята еще одна попытка сокращения бюджета театра на 11 с лишним миллионов рублей. К счастью, это решение не получило поддержки со стороны Совета депутатов городского округа Мытищи.
— Контракт с бессменным художественным руководителем и основателем театра, заслуженным артистом РФ Игорем Шаповаловым ограничен 2020 годом с явной перспективой увольнения.
— Под предлогом оптимизации в театре упразднена бухгалтерия, уже несколько месяцев отсутствует заместитель директора по финансовой части и контрактный управляющий, необходимый по действующему законодательству РФ.
Финансово-хозяйственная деятельность театра полностью парализована, что может стать предлогом для его «реорганизации» или полной ликвидации!
Коллектив и руководство театра неоднократно пытались убедить администрацию городского округа в том, что подобные шаги совершенно ничем не обоснованы и пагубны для театра. Но все просьбы, обращения и протесты систематически игнорируются.
Театр нуждается в помощи и защите!
Необходимо:
— Разработать (с обязательным участием работников театра) новую редакцию устава, позволяющую коллективу театра решать свою судьбу.
— Обеспечить театру приемлемое финансирование, учитывая высокую экономическую эффективность коллектива.
— Вернуть бессрочный контакт с художественным руководителем, гарантировав впредь необходимость согласования его кандидатуры с коллективом театра.
— Оградить театр «ФЭСТ» от произвола чиновников!
С уважением, коллектив Театра Драмы и комедии «ФЭСТ».
Фото: thefest.ru.