В Петербурге поставят «Электру» Штрауса в экспрессионистском стиле

18 и 19 декабря в Камерном музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ Опера» состоится премьера оперы «Электра» Рихарда Штрауса в постановке Юрия Александрова.

Либретто к опере написал австрийский драматург Гуго фон Гофмансталь в начале ХХ века. Его и Рихарда Штрауса в истории Софокла привлекли не возвышенность и пафос античной трагедии, а тема темной стороны человеческой личности. 

Режиссер спектакля Юрий Александров отмечает, что его интерес к истории Электры был вызван схожестью современной реальности с древнегреческой трагедией: сюжеты об убийстве детьми родителей, по мнению Александрова, сегодня часто встречаются в новостной ленте. В опере образ Эллады наполнен болью, ненавистью и кровью, эта древняя страна предстает в демоническом виде. Штраус создал сложнейшие сольные партии, при этом в «Электре» практически отсутствует любовная линия. Постановка превращается в экспрессионистскую музыкальную драму. 

«История Электры столь страшна, что не может не отразиться на всех, участвующих в ней. Кровь и власть опьяняют, нельзя просто отмахнуться от этого. Каждый, кто попадает в эту мрачную атмосферу — уже не может сохранить себя. Моя постановка о том, что насилие рождает насилие, кровь рождает новую кровь…», — рассказывает Юрий Александров.

В команду спектакля вошли народный художник России Вячеслав Окунев, дирижер Максим Вальков, балетмейстер Васил Панайотов, концертмейстер Мария Чернышева. Партию Электры подготовили сразу три артистки театра: Ксения Григорьева, Виктория Мартемьянова и Татьяна Кальченко. Специально для этой постановки была создана особая оркестровка, рассчитанная на камерное пространство театра. 

Юрий Александров закончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист, затем — факультет музыкальной режиссуры (класс М.Д. Слуцкой). На сцене Мариинского театра поставил спектакли «Колокольчик» и «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти, «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, «Мавра» Игоря Стравинского, «Аида», «Дон Карлос» и «Отелло» Джузеппе Верди, «Нос» Дмитрия Шостаковича, «Мазепа» Петра Чайковского, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова и другие. 

В 1987 году Александров основал Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера». Среди его постановок оперы «Белая роза» Удо Циммермана, «Игроки-1942», «Антиформалистический раек» и «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича, «Адриенна Лекуврер» Франческо Чилеа «Русская тройка, семерка, туз» по произведениям Николая Гоголя на музыку русских композиторов, «Поругание Лукреции» Бенджамина Бриттена и многие другие. Режиссер многократно становился номинантом и лауреатом театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит». Его постановки пользуются успехами во многих странах. 

Комментарии
Предыдущая статья
В Новокузнецком театре выйдет спектакль по пьесе оскароносного драматурга 18.12.2020
Следующая статья
В Казанском ТЮЗе выпустят неоновую сказку 18.12.2020
материалы по теме
Блог
День рождения Ирода Антипы
Дмитрий Черняков поставил в Гамбургской государственной опере «Саломею» Рихарда Штрауса. Посмотрев её, Наталья Якубова задумалась, что в этой опере привлекало знаменитых феминисток прошлых веков.
Блог
Зальцбург как город Фауста
Зальцбург вспоминает историю изгнания Макса Рейнхардта, одного из главных инициаторов Зальцбургского фестиваля. Об этом и о том, что в этом году происходило во дворце Леопольдскрон и его окрестностях, рассказывает Наталья Якубова.