Context. Diana Vishneva-2020 объявил основную программу

На фото - сцена из спектакля "Шахерезада" © Андрей Чунтомнов (фото предоставлено организаторами)

В программу фестиваля Context. Diana Vishneva-2020 вошли пять спектаклей, в том числе «кабаре-шоу» Охада Наарина, биографическая «Шахерезада» с участием Дианы Вишнёвой и спектакль Кристал Пайт по гоголевской пьесе.

Сегодня, 11 февраля, объявлены участники VIII Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva-2020. Фестиваль представит самую продолжительную в своей истории программу, которая будет показана в обеих столицах.

Фестивальные показы пройдут в два этапа: первый, «июньский», пройдёт с 22 июня по 2 июля и включит в себя три постановки заметных фигур в мире хореографии; второй, «осенний», будет проходить с 14 по 20 октября и станет, по определению организаторов, более «молодёжным» — две работы из основной программы будут представлены хореографами, пока ещё менее известными российскому зрителю. Кроме того, в «осенний» блок войдут традиционные показы Финала Конкурса молодых хореографов — приём заявок на участие в конкурсе открывается сегодня на сайте фестиваля и продлится до 15 мая. Вечер молодых хореографов традиционно пройдёт в двух городах — 14 и 15 октября в московском Гоголь-центре, а 18 октября — в петербургском Театре балета Бориса Эйфмана.

Художественный директор фестиваля Диана Вишнёва подчёркивает, что принципиальным фактором в формировании программы является соединении танца и театра в спектаклях-участниках (отчасти это отражается и в выборе фестивальных площадок — в большинстве случаев это драматические театры либо нетеатральные пространства). В программе VIII фестиваля целый ряд спектаклей — работы на стыке жанров, выходящие за пределы танца или хореографии в узком смысле слова.

В частности, спектакль открытия — «Ревизор» канадского хореографа Кристал Пайт, вдохновлённый мейерхольдовской постановкой 1926 года. Context. Diana Vishneva уже привозил в Россию работу Пайт — спектакль «Вдохновение» Канадского национального балета был показан в 2018 году, — однако собственная компания хореографа, Kidd Pivot, приедет в Россию впервые. Помимо самой Пайт, над спектаклем работал постоянный драматург компании и давний соавтор хореографа Джонатон Янг, который и стал автором идеи «гоголевского» спектакля. Текст в «Ревизоре» звучит в записи в исполнении ведущих канадских драматических артистов — именно литературно-драматургический материал в этом случае становится основой, каркасом постановки, плотно спаянным с хореографией как своеобразная «музыкальная партитура». «Я никогда не пыталась передать сложную историю языком современной хореографии, который абстрактен по своей сути и подавляет сюжет как таковой. Использование текста вывело нашу работу в новое измерение…» — говорит Кристал Пайт. Показы «Ревизора» пройдут 22 и 23 июня на сцене московского Театра им. Моссовета и 27 июня на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова в Петербурге.

Второй спектакль основной программы — «Playback» знакового израильского хореографа Охада Наарина. Камерная по форме работа — копродукция хореографа с компанией «Батшева», при этом копродюсером проекта является фестиваль Context. Diana Vishneva. Жанр спектакля определён как «кабаре-шоу», а Наарин является не только хореографом и постановщиком: вместе с двумя танцовщицами он сам выходит на сцену, исполняя при этом на гитаре композиции собственного сочинения. Спектакль соединяет формы, жанры и стили — поп-культуру и авангард, лирику и сатиру, личные переживания и рефлексию на политические темы, «энтертейнмент» и поэзию. Автором музыки и текстов является также Охад Наарин, причём отдельно в программке указывается: «Текст благословений написан по мотивам Петера Хандке». Спектакль будет показан в Москве 24 и 25 июня в Театре-кабаре Crave, а 28 июня — на питерской площадке «Ленинград Центр».

Финалом «июньской» программы станет вечер, составленный из двух «дягилевских» одноактных балетов Алексея Мирошниченко, которые хореограф поставил в Пермском театре оперы и балета им. П.И. Чайковского. «Шут» Сергея Прокофьева по мотивам сказок Пермской губернии, в 2013 году получивший «Золотую Маску» за лучшую работу дирижёра (Теодор Курентзис), не исполнялся с 2015 года, поэтому показ в рамках Context. Diana Vishneva-2020 станет фактически специальным возобновлением. Второй спектакль вечера, премьера 2019 года — «Шахерезада» на музыку «Шехерезады» Римского-Корсакова, — будет впервые показан в Москве и Петербурге. Поставленная специально на Диану Вишнёву, которая в этом году примет участие в собственном фестивале и как балерина, «Шахерезада» — первый балет Мирошниченко без пуантного танца. В столицах у Вишнёвой будет новый партнёр по спектаклю — ведущий солист Национального балета Канады Эван МакКи будет в течение месяца в Перми репетировать новую работу. «Шахерезада» — не иллюстрация сказочного сюжета, а художественное исследование судьбы последней императрицы Ирана Фарах Пехлеви (Алексей Мирошниченко рассказывает, что Пехлеви не только одобрила идею постановки, но и высоко оценила её, ознакомившись с видеозаписью). Созданию «Шахерезады» предшествовала кропотливая полуторагодичная работа по изучению истории и культуры Ирана — соавторами Мирошниченко стали сценограф Альона Пикалова, художник по костюмам Татьяна Ногинова (только у Вишнёвой в этом 50-минутном спектакле девять костюмов), а также музыкальный руководитель постановки и дирижёр Артём Абашев. У спектакля был научный консультант — ведущий иранист страны Лана Раванди-Фадаи, однако создателей занимала прежде всего культура и история любви, а не политический сюжет. «Шут» и «Шахерезада» будут представлены в Москве на сцене Театра им. Моссовета 26 и 27 июня, а в Петербурге на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова 1 и 2 июля.

В рамках «осенней» программы на драматических сценах — 15 и 16 октября в московском Электротеатре Станиславский, а 19 октября в питерском «Приюте комедианта» — покажут моноспектакль итальянской танцовщицы (а в данном случае и хореографа) Кристианы Морганти «Moving with Pina». На протяжении многих лет Морганти являлась солисткой Театра танца Вупперталь, и фестивальный спектакль танцовщицы — посвящение Пине Бауш. «Moving with Pina» выходит за рамки танца в традиционном понимании — жанр постановки определён как «спектакль-лекция о поэзии, технике и творчестве Пины Бауш», и хореография здесь соединяется с речью. «Иллюстрируя своё понимание отрывками из репертуара Театра танца Вупперталь, Кристиана Морганти рассказывает о личном и артистическом опыте общения с легендарным немецким хореографом и помогает каждому зрителю открыть для себя, сколько самоотдачи, воображения и внимания к деталям вмещает в себя уникальный язык движения Пины Бауш», — анонсируют спектакль организаторы Context. Diana Vishneva-2020 и добавляют, что эта отчасти исповедальная, отчасти просветительская работа будет интересна даже зрителям, далёким от мира современного танца.

Заключительным спектаклем основной фестивальной программы станет ещё одна израильская постановка — «TOML» («Time Of My Life») Эяля Дадона, бывшего танцовщика компании «Киббутц», и компании «СОЛ». Эту работу отличает иронический взгляд на окружающую действительность — спектакль «рассказывает о нашей способности взглянуть на себя со здоровым цинизмом, в частности, о нашей маниакальной одержимости внешней красотой и способности посмеяться над собой, — цитируют авторский анонс спектакля организаторы фестиваля. — В творческом процессе нас вдохновляли сюжеты, связанные с самопожертвованием, любовью, щедростью, лёгкостью, страхом, разочарованием; с ощущением собственного „я“, собственной идентичности и многие другие». В Москве «TOML» сыграют 16 и 17 октября в «Геликон-опере», а в Петербурге — 20 октября на сцене Театра балета Бориса Эйфмана.

Финальным показом Context. Diana Vishneva-2020 станет спектакль «Воздух» — эта работа молодого белорусского хореографа Ольги Лабовкиной станет первой в рамках нового фестивального проекта под названием Context Open. «Воздух» был отобран для показа на столичных площадках из числа готовых работ, которые были представлены экспертному совету после объявленного в прошлом году open-call’а. Своей задачей Context Open ставит открытие для широкого зрителя новых имён и интеграцию их в мировой контекст — принять участие в проекте могут «хореографы, танцоры и компании без ограничений по возрасту, жанру, образованию или гражданству». Что касается «Воздуха», то впервые эта работа была представлена как миниатюра на Конкурсе молодых хореографов фестиваля Context. Diana Vishneva-2017 и впоследствии доработана до «полнометражной» версии большой формы, премьера которой прошла в сентябре в Минске. Фестивальные показы нового «Воздуха» пройдут 16 и 17 октября в Москве, а 21 октября в Санкт-Петербурге — площадки будут объявлены позднее, однако уже сейчас известно, что показывать «Воздух» будут в нетеатральных пространствах.

Кроме того, Context. Diana Vishneva-2020 готовит обширную Параллельную программу, адресованную как профессионалам, так и широкой публике. Параллельная программа, в которую войдут лекции, мастер-классы, встречи со зрителями и осенняя Кинопрограмма, будет объявлена дополнительно.

Напомним, фестиваль Context. Diana Vishneva был создан в 2013 году как своеобразная открытая лаборатория современной хореографии. Частью «лабораторной работы», адресованной зрителям и профессионалам, является образовательная программа фестиваля, а в числе хореографов, чьи работы были представлены за прошедшие семь лет в основной программе Context. Diana Vishneva, — Матс Эк, Марко Гёке, Ханс ван Манен, Иржи Килиан, Марта Грэм, Анжелен Прельжокаж и многие другие. Фестиваль проходит при поддержки Министерства культуры РФ и Департамента культуры Москвы.

Комментарии
Предыдущая статья
В Никитинском театре готовятся к постановке по роману Виктора Пелевина 11.02.2020
Следующая статья
В ЦИМе в шестой раз пройдет фестиваль особого театра 11.02.2020
материалы по теме
Новости
«Золотая Маска» 2020 года будет продолжена
Фестиваль «Золотая Маска» 2020 года будет продолжен. Когда ситуация позволит российским театрам возобновить показы спектаклей, конкурсная программа «Золотой Маски» обязательно возобновится.
Новости
В 2020 году Эдинбургский международный летний фестиваль отменяется
Театральные события Эдинбургского фестиваля искусств также не состоятся из-за эпидемии коронавируса. Об этом сообщили на сайте фестиваля.