Александра Ловянникова в Челябинске покажет «Чужие письма»

Фрагмент афиши спектакля "Чужие письма" © chelgmt.ru

Сегодня и завтра, 15 и 16 апреля, в Челябинском Молодёжном театре пройдёт премьера спектакля Александры Ловянниковой «Чужие письма» (12+) на основе сценария Натальи Рязанцевой.

Спектакль вырос из эскиза, который летом 2021 года был показан на лаборатории «Контуры советской детской литературы» под руководством Павла Руднева. Киносценарий Рязанцевой, по которому снят одноимённый фильм Ильи Авербаха, — история о девятикласснице Зине Бегунковой и её молодой учительнице Вере Ивановне. Практически полные противоположности, Зина и Вера начинают жить под одной крышей, причём Зина пытается жить не только в Верином доме, но и Вериной жизнью.

Режиссёр и сценограф спектакля Александра Ловянникова рассказала редакции о том, как «Чужие письма» выпадают из советского «школьного» киноканона и в чём их современность: «Мы шли в контексте советских фильмов про школу („Доживём до понедельника“, „В моей смерти прошу винить Клаву К.“, „Розыгрыш“ и так далее), и во всех этих фильмах школьники хорошие, милые и добрые, а главная героиня „Чужих писем“ Зина Бегункова — мягко говоря, не такая. Это очень неожиданный взгляд на подростка, причём для современного театра и кино тоже — сегодня их чаще всего показывают как людей, которые не поняты „плохими взрослыми“. А здесь перевёртыш.

Фильм Авербаха вышел в 1975 году, прошло 50 лет, а сценарий, естественно, был написан ещё немного раньше. Поэтому мы позвали драматурга Юлию Поспелову, чтобы она адаптировала сценарий Рязанцевой, а эта разница в 50 лет не была очевидной для зрителя. Для меня „референсом“ был фильм Кончаловского „Дорогие товарищи“ — чёрно-белое кино, про которое ты понимаешь, что оно снято современным человеком и с точки зрения современности.

У нас сценография организована так: есть стенка с двумя окнами, и благодаря тому, что появляется сверху титр, эти окна превращаются в окна школы, одного или другого дома. Ни одного стула или стола на сцене нет. И ещё есть „съёмки кино“, когда актёры оказываются на фоне экрана с проекцией места действия, и эти сцены, в отличие от того, что „внутри“ (в помещениях, где те самые окна), — яркие и цветные. Параллельно это снимается на камеру, и ты видишь, как цветные актёры становятся чёрно-белым кино.

Мы стараемся оправдывать каждого персонажа и не говорим, что один прав, а другой нет. Всё, как в жизни, — у каждого своя правда. И, конечно, это про отсутствие личного пространства — всё вокруг общественное. И вторжение в чужое пространство, постоянное нарушение границ. „Чужие письма“ — это не про бумажки, а про то, что ты влезаешь в чужую жизнь. Что касается „советского“, то, мне кажется, важно такие большие темы по-разному осмыслять. И это реальность, в которой жили наши бабушки, которую застали наши мамы… И у нас есть моменты, где голос говорит, например, что означает покупка телевизора для Веры Ивановны — рассрочка на много-много лет. Причём мы не оцениваем это в формате „ой, как плохо“. Просто: было вот так».

Принципиальным решением для режиссёра, помимо современной адаптации сценария Рязанцевой, стали два актёрских состава практически на все роли. По словам Ловянниковой, это не просто не тот случай, когда «один состав хороший, а второй „пусть будет“», но и совершенно разные истории в зависимости от участников: исполнители одной и той же роли отличаются зачастую не только по «фактуре» и актёрскому психотипу, но даже по возрасту. Веру играют Кира Ханжина и Екатерина Филимонова, Зину — Анастасия Шеронова и Ксения Скобелева. Также в спектакле участвуют Алексей Согрин и Денис Саратников (Игорь), Ольга Телякова и Юлия Миневцева (Ангелина Григорьевна), Екатерина Солнцева и Марина Депутатова (Света), Александр Дегтярёв (Антипов) и Вячеслав Ганькин (оператор).

Помимо Александры Ловянниковой и драматурга Юлии Поспеловой, над спектаклем работают художник по свету Павел Ларионов, видеохудожник Михаил Заиканов, режиссёр по пластике Степан Баннов и композитор Анна Поспелова.

Напомним, Александра Ловянникова — режиссёр, художник, выпускница курса Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича в ГИТИСе (2012). Номинант «Золотой Маски» и премии «Прорыв». Участвовала в спектаклях Новой сцены Александринского театра, в проекте «Открытая сцена» (Москва), в независимых театральных проектах, ставила спектакли на сцене Московского государственного академического детского музыкального театра имени Сац, на Новой сцене Александринского театра, Псковского театра драмы, театра «Домик Фанни Белл» и других. Как художник работала в московских и региональных театрах, в том числе в МХТ имени Чехова, Пермском театре оперы и балета, театре «Школа современной пьесы», Театре имени Ермоловой, Театре.doc и на проекте «Платформа».

На фото — сцены из спектакля «Чужие письма» © Игорь Шутов

Комментарии
Предыдущая статья
АТК выступила в поддержку Константина Райкина 15.04.2022
Следующая статья
Спектакль «Дыхание» исключён из программы «Золотой Маски» 15.04.2022
материалы по теме
Новости
«Урал Балет», Пимонов и Горлинский выпускают мировую премьеру в «ГЭС-2»
19, 20 и 21 апреля в московском Доме культуры «ГЭС-2» пройдут показы балета Антона Пимонова «Графит» на музыку Владимира Горлинского. Это мировая премьера, специально созданная для пространства «ГЭС-2» и осуществлённая как совместный проект с екатеринбургским театром «Урал Опера Балет».
Новости
Светлана Землякова вернёт в Театр на Таганке «Деревянных коней»
Сегодня и завтра, 18 и 19 апреля, на Основной сцене московского Театра на Таганке пройдёт премьера спектакля Светланы Земляковой «Деревянные кони» по повестям Фёдора Абрамова.