Дмитрий Черняков стал лауреатом премии Casta Diva

На фото - сцена из спектакля Дмитрия Чернякова "Сказка о царе Салтане" © Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Digital Opera 2.0."

Опера «Сказка о царе Салтане», поставленная Дмитрием Черняковым в брюссельском Театр Ла Монне, названа главным «Европейским событием». Ее можно посмотреть на сайте театра до 19 апреля.

«Для российского оперного процесса интересна и важна победа произведений, где классика середины XX века (оперы Бриттена и Стравинского) отражается в зеркале его конца (опусы Этвёша и Вустина), – говорит председатель жюри Елена Третьякова. – Событием года стал точный выбор названия и удачная постановка оперы Этвёша. Российская премьера «Трех сестер» екатеринбургского театра еще раз подчеркнула особый, символический объем, саму атмосферу чеховской пьесы для русского менталитета и значимость оперы для современной афиши.

Основная дискуссия развернулась в обсуждении Спектакля года. Это связано с реально усложнившейся, противоречивой ситуацией оперной жизни. Ведущие российские театры все активней выходят на мировой оперный рынок благодаря копродукциям с известными западными театрами и переносам спектаклей с зарубежных сцен. И, если такую политику отдельных театров саму по себе надо приветствовать (творческое развитие, интерес зрителей), то в прицеле премии возникают свои естественные вопросы. Они вытекают из специфики российской действительности. Подавляющее большинство копродукций, являясь вторыми и даже третьими постановками на российской сцене (реализация достигает нескольких лет), не могут считаться в полной мере оригинальной продукцией данного театра, тем более, когда в спектакль приглашены певцы и дирижер «со стороны» (Положение о премии). С другой стороны организационные и – главное – финансовые возможности большинства российских театров не позволяют им присоединиться к пулу 4-5 избранных и на равных участвовать в конкурсе. Эти два важных момента определили сегодня конкретную ситуацию, которая естественно разделила процесс на две сосуществующие оперные ниши: оригинальные и совместные постановки. В западной оперной жизни эта ситуация сглажена. Однако в конкурсных оценках многочисленных (в отличие от России) копродукций преимущество обычно имеют первые постановки (например, ежегодная анкета критиков авторитетного журнала «Opernwelt»). Беря на себя основной груз (творческие, финансовые, репутационные риски), они в полной мере представляют оригинальную версию, которая и оценивается как новая работа в текущем конкурсном сезоне, а не за его пределами.

Актуальные тенденции и специфика российского оперного процесса обусловили реакцию премии Casta Diva и ее новый принципиальный ход на нынешнем этапе развития. Впервые принято решение разделить номинацию Спектакль года на оригинальную и совместную постановки. В результате лучшей оригинальной работой стала пронзительная по психологизму игра всего ансамбля Новой Оперы в «Поругании Лукреции», основанная на тонкой проработке захватывающей музыкальной драматургии. Лучшей совместной постановкой признаны «Похождения повесы» Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Удачная копродукция с фестивалем в Экс-ан-Провансе позволила гармонично вписать российских артистов в отлаженный механизм спектакля и обогатить афишу. Еще один – специальный приз жюри – театр получил за мировую премьеру «Влюбленного дьявола»: премьера оперы современного композитора – нечастое, к сожалению, явление в российском пространстве».

Событием года признан спектакль Кристофера Олдена «Три сестры», поставленный в Урал Опера Балет. Лучшей оригинальной постановкой названа опера «Поругание Лукреции» Московского театра «Новая опера» в постановке Екатерины Одеговой. Постановка Саймона Макберни «Похождение повесы» Игоря Стравинского, сделанная МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в копродукции с фестивалем в Экс-ан-Провансе стала лучшей в номинации «Спектакль года/совместная постановка».

В частных номинациях отмечены: Екатерина Губанова (Венера, «Тангейзер» Вагнера,Амстердам, Дрезден; Брангена, «Тристан и Изольда» Вагнера, Мариинский театр; Фрика, «Кольцо нибелунга» Вагнера, Штаатсопер, Берлин; Эболи, «Дон Карлос» Верди, Большой театр; Амнерис, «Аида» Верди, Венская Опера) как «Певица года»; Евгений Никитин (Вотан, «Кольцо нибелунга» Вагнера, Мариинский театр, Бордо; Гюнтер, «Кольцо нибелунга» Вагнера, Метрополитен-опера; Клингзор, «Парсифаль» Вагнера, Мет; Скарпья, «Тоска» Пуччини, Мет) – «Певец года». Елена Стихна стала лауреатом в номинации «Взлет».

Лучшими зарубежными певцами жюри признало Марлиз Петерсен (Саломея, «Саломея» Р. Штрауса, Баварская Опера, Мюнхен; Мариетта/Мари, «Мертвый город» Корнгольда, Баварская Опера) и Кристофера Мальтмана (Эдип, «Эдип» Энеску, Зальцбургский фестиваль; Риголетто, «Риголетто» Верди, Франкфурт-на-Майне; Дон Карлос, «Сила судьбы» Верди, Ковент Гарден).

В номинации «Специальная премия жюри – мировая премьера оперы современного российского композитора» приз вручен спектаклю Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко «Влюбленный дьявол» Александра Вустина в постановке Александра Тителя.

Премия Casta Diva основана в 1996 году. Учредителями премии являются Гуманитарный университет и Центр музыкального театра (Екатеринбург), Гуманитарный и политологический центр «Стратегия» (Москва), а также издания: «Культура», «Экран и сцена», «Литературная газета», «Музыкальная академия», «Петербургский театральный журнал», «Мариинский театр» и радио «Орфей».

Комментарии
Предыдущая статья
28 марта: какие онлайн-спектакли предложит суббота 27.03.2020
Следующая статья
«Золотая Маска» покажет спектакли Могучего, Серебренникова и Доннеллана 27.03.2020
материалы по теме
Блог
День рождения Ирода Антипы
Дмитрий Черняков поставил в Гамбургской государственной опере «Саломею» Рихарда Штрауса. Посмотрев её, Наталья Якубова задумалась, что в этой опере привлекало знаменитых феминисток прошлых веков.
Новости
Дмитрий Черняков стал режиссёром года по версии журнала Opernwelt
Немецкий журнал Opernwelt назвал Дмитрия Чернякова режиссёром года. Об этом сообщается на сайте издания.