Чемодан оставьте возле душа

На фото: спектакль «Не более одного чемодана» театра Nordic Puppet Ambassadors © Андрей Сухинин / БТК-FEST.

 
В Санкт-Петербургском Большом Театре Кукол завершился пятый, юбилейный «БТК-фест: театр актуальных кукол. микроМАКРО». Помимо Большой и Малой сцен спектакли игрались в разных закутках театра: в кладовой, фойе, на чердаке. Постановки микропрограммы адресовались не целому залу, а лишь одному зрителю, которому порой приходилось подглядывать в глазки и замочные скважины.

Все пять лет организаторы привозили на фестиваль самые яркие зарубежные и российские постановки театра кукол и смежных жанров. Каждый фестиваль имел свою тему: самые звездные кукольники, лучшее со всей России, самые безумные постановки мира, театр кукол и цирк. В этом году от единой темы отказались, сделав ставку на пространственное решение – программу поделили на «макро» и «микро».

Вставная челюсть людоедки

По сравнению с предыдущими, в нынешней программе почти не было спектаклей для детей, вернее, они были не совсем теми добрыми и милыми сказочками, к каким привыкли зрители в театре кукол. В макроформе в первый день показали «Семь воронов» немецкого театра Waidspeicher – довольно мрачную историю по сказке братьев Гримм о семи проклятых сыновьях и сестре, отправившейся на их поиски. И хотя спектакль поставлен в традиционном стиле с небольшими планшетными куклами, авторы не смягчают жестких реалий сказки: девочка встретила солнце-циклопа и луну-людоеда в огромных жутких масках, а чтобы освободить братьев, отрубила себе палец. Но в этой работе авторам интересно не напугать детей, а разобраться в родительской авторитарности и возможности преодолеть этот гнет.

В микропрограмме детей ждала еще одна страшилка по братьям Гримм – швейцарская компания Trickster-p рассказала сказку «Гензель и Гретель» в формате комнаты страха. Их «.h.g» – спектакль-бродилка по маленьким темным закоулкам выстроенного лабиринта – погружает зрителя в жуткую атмосферу сказки. Ты слышишь в наушниках детский смех, сменяющийся шепотом, натыкаешься на острые ветки крошечных елок, чувствуешь запах настоящего пряничного домика, внутри которого находишь фигурки детей из обглоданных косточек. Один на один сталкиваешься с людоедкой, а в конце видишь оставшуюся от нее горстку пепла и вставную челюсть. И хотя сейчас наушниками и бродилками никого не удивишь (спектакль был создан еще в 2009), от всех этих запахов, звуков, черных комнат, освещаемых ручным фонариком, возникает ощущение, что ты реально попал в страшную сказку.

Космос в небольшой коробке

Конечно, детей здесь не только доводили до приятных мурашек – в микроформате их также ждал «Спутник» чешского MIR.theatre, показавший бесконечный космос в небольшой коробке, и «Театральный автомат» белорусской «Картонки», где зритель сам мог влиять на сюжет. Вообще же микропрограмма убедила, что рассказать полноценную масштабную историю можно независимо от размера спектакля и его длительности. Так, специально к БТК-фесту, московский театр «Тень» возродил свой не игравшийся 14 лет легендарный «Апокалипсис». Уникальную постановку, в которой Откровение Иоанна Богослова изъясняется одному зрителю сотней голосов театральных деятелей нескольких веков на спичечных коробках за 15 минут. Авторы спектакля Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская уверены, что в таком микроформате можно ставить только что-то очень значительное.
Например, историю Холокоста. Спектакль финской театральной компании Nordic Puppet Ambassadors «Не более одного чемодана» вдохновлен историей Анны Франк. Он разворачивается в чемоданах, сваленных кучей в небольшой комнате, в каждом из них есть глазок, в который можно подглядывать за происходящим внутри. Название постановки обыгрывает реальный факт – только один чемодан с вещами разрешалось брать евреям, увозимым в концлагеря. В этих винтажных портфелях выстроены крохотные декорации: копия амстердамской комнаты Анны Франк, их семейное убежище, набитый людьми вагон. Интересно, как меняется здесь угол зрения – подглядывая в глазок, зритель из наблюдателя постепенно становится надзирателем. И в последнем чемодане, куда заглядываешь уже сам, без подсказки актрисы, белоснежная душевая, в которую пускают газ.

Перевернутая лодка

В глазок такой же душевой подглядывает офицер в самом масштабном спектакле фестиваля – «Лагере» нидерландского театра Hotel Modern. Выстроив на большой сцене макет Освенцима, авторы населили бараки и здания тремя тысячами крохотных фигурок арестантов в полосатой униформе. Актеры выполняют роль непричастных документалистов: приносят кукол, уносят, наблюдают за их жизнью с видеокамерами, транслируя происходящее на экран. Все здесь четко и размеренно, никто не нарушает распорядок дня: новый привоз людей, сортировка, душевые, погрузка тел, закладка в печь. Все работает, как отлаженный механизм, день за днем. Крохотные куклы с однотипными серыми лицами – камера движется по плацу, где их сотни – стоят колоннами, кто-то без сил повис на соседях. Сотни голых черепов в следующей сцене уже набьются в душевую, видеокамера выйдет из нее, чтобы показать, как следом тела грузят на тележки, а после рассовывают по печам. В спектакле нет слов, но и тишины нет – вместо криков и рыданий мы слышим лязг заслонок, треск огня и пенье птиц.
В 2009 Hotel Modern привозил в Москву на фестиваль NET «Великую войну», спектакль о Первой мировой, созданный в похожей технике – с трансляцией и миниатюрными фигурками. «Лагерь» в России впервые, и это большое событие не только для театра кукол, но для российского театра в целом. На предшествующей спектаклю встрече команда авторов рассказала, как меняется отношение зрителей к спектаклю за годы его существования (постановка создана в 2005-м). Как всегда по-особенному принимают спектакль в Германии, а после недавних показов на гастролях в США к актерам подходили зрители, обеспокоенные тем, как все перекликается с нынешней политикой страны.

Остросоциальную тему для своего спектакля «Невидимые земли» выбрала финская компания Livsmedlet Theatre, состоящая из шведки и израильтянина. Их работа появилась в 2015 году, когда арабы сотнями тысяч бежали от войны в Европу. Чтобы рассказать историю о беженцах, авторы тоже используют крохотных кукол – их путешествие проходит на телах полуобнаженных актеров. Вереница фигурок с чемоданами и баулами движется по спине, переходит горы лопаток и плеч, ждет помощи на ступне. По выкрашенному синей краской животу пускается набитая людьми лодка – но шторм из глубоких вдохов переворачивает ее. Здоровое тело благополучного общества не хочет видеть на себе эту сыпь бесприютных: из толпы людей до границы Финляндии доберется лишь одна фигурка.

Все эти пять лет фестиваль ни разу не боялся быть непонятным, привозя в Россию то, о чем здесь и не слышали. Программа и в этот раз получилась острой и актуальной. Но фестиваль, а тем более авторский фестиваль, это всегда заслуга тех, кто его делает. На закрытии юбилейного форума арт-директор Анна Иванова-Брашинская объявила о своем уходе из команды. БТК-фест продолжит жить, и посмотрим, каким он будет в следующем году.

Комментарии
Предыдущая статья
Андрей Могучий стал победителем в номинации «Кино и театр» ежегодной премии журнала «Сноб» 14.11.2018
Следующая статья
Мировая премьера оперы по повести Паустовского состоится в Петрозаводске 14.11.2018
материалы по теме
Новости
Кудашов выпускает спектакль на основе воспоминаний Лихачёва и Берггольц
27 и 28 января на Основной сцене Большого театра кукол в Санкт-Петербурге пройдут премьерные показы спектакля Руслана Кудашова «125», название которого отсылает к цитате из «Ленинградской поэмы» Ольги Берггольц: «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам».
Новости
В БТК появится репертуарная версия «путешествия по дантовскому аду»
13 и 14 января в петербургском Большом театре кукол пройдёт премьера спектакля-альманаха «Данте. Божественная комедия. Вариации на тему. Часть 1. Ад». 6-часовая постановка объединит работы восьми режиссёров, выбранные из эскизных работ на проекте «Фундамент».