БТК привезёт в Москву три своих и один чужой спектакль

На фото - сцена из спектакля "Башлачёв. Человек поющий". Фото с сайта БТК

Четыре петербургских спектакля — три постановки Большого театра кукол и одну работу театра «Суббота» — можно будет увидеть в Москве с 23 по 25 марта.

Ориентиром для выбора гастрольных дат стала номинация на «Золотую Маску» — спектакль главного режиссёра БТК Руслана Кудашова «Гамлет. Ширма» выдвинут на соискание российской национальной театральной премии как лучший спектакль театра кукол. Как и во многих других случаях, БТК и лично Кудашов не замыкаются в узких рамках «традиционных» представлений о театре кукол, выводя на сцену актёров как полноправных или даже первостепенных участников действия. В случае с «Гамлетом», впрочем, этот ход представляется не только новаторским, но и закономерным, по-своему не менее «традиционным»: спектакль решён в эстетике современного балагана, жанр которого обозначен как «postpunkpuppetshow». Несмотря на кажущуюся (по крайней мере, неподготовленному зрителю) радикальность решения, по сути оно восходит к многовековой театральной традиции, имеющей отношение и к Шекспиру: карнавальная, низовая культура и анекдотические «гамлетоны» (драматургическая единица спектакля — короткие, часто похожие на анекдот, рассказы) раскрывают трагическое через фарс, что близко народному театру, — отсюда же и купированные до междометий отрывки шекспировского текста. Кроме того, все роли — в соответствии с эстетикой елизаветинского театра — исполняют артисты-мужчины. Участники спектакля хорошо знакомы поклонникам БТК: Роман Дадаев (Гамлет), Денис Казачук (Гертруда), Дмитрий Чупахин (Лаэрт), Алесь Снопковский (Офелия), Михаил Ложкин (Клавдий), Сергей Беспалов (Полоний), Иван Солнцев (Могильщик Шекспир).

Вместе с новым спектаклем Кудашова БТК привезёт две культовых уже постановки мастера — последнее слово следует воспринимать в этом случае не как оценочное: и «Мы» по Замятину, и поэтический спектакль «Башлачёв. Человек поющий» — первые работы курса Руслана Кудашова в СПбГАТИ (ныне РГИСИ) как начинающих артистов. Именно эти работы относятся к числу тех, что сформировали сегодняшнее лицо «взрослого» репертуара БТК, принципиально обновив не только конкретный театр, но и представление о театре кукол как таковом, задали вектор дальнейшего его движения и сформировали новую зрительскую аудиторию. Напомним, именно кудашовский выпуск 2011 года составил костяк обновлённой труппы БТК.

Спектакль «Мы» уже приезжал на гастроли в Москву нынешней осенью по инициативе продюсерского центра «Театромания» — показ организаторы сочли достаточно успешным, чтобы пригласить тот же спектакль спустя полгода вернуться в столицу. Журнал ТЕАТР. рассказывал тогда об этой нетривиальной работе, в которой вместе с актёрами (одну из главных и особенно инфернальных ролей играет Михаил Ложкин, хорошо знакомый многим зрителям по роли мальчика Тонино в хите «семейного» репертуара БТК, спектакле «Мой дедушка был вишней») «играют» гапиты — основы-каркасы тростевых кукол. Играть спектакль «Мы» будут 25 марта — на той же площадке, что и в прошлый раз, на большой сцене Театра Луны.

Третий спектакль гастрольной программы — «Башлачёв. Человек поющий» — сыграют днём раньше (24 марта) в гораздо более камерном пространстве, на Симоновской сцене Театра им. Евг. Вахтангова. В сентябре, во время первых в истории БТК «больших гастролей» в Москву, там играли первый спектакль предполагаемой новой поэтической трилогии — «Летов. Дурачок», созданной уже новым поколением артистов театра (и учеников Кудашова). «Башлачёв…» открывал первую трилогию спектаклей по стихам русских поэтов ХХ века (она продолжилась постановками «Высоцкий. Реквием» и «Бродский. Ниоткуда»). Со времени выпуска бывшие студенты повзрослели, и спектакль, очевидно, обрёл новую интонацию в сравнении с первоначальной энергией — московские зрители могли видеть эту работу лишь на показе в рамках «Маски Плюс» (спецпрограммы «Золотой Маски») в 2012 году, и в этом смысле новый приезд «Башлачёва…» даёт возможность переосмыслить не только башлачёвские тексты, но и изменение театрального контекста и ситуации за прошедшие годы.

Гастроли спектакля «Башлачёв. Человек поющий» организует продюсерская компания «Движение в сторону неизведанного», организованная резидентами БТК. Она же привезёт в Москву в рамках этих гастролей ещё один спектакль, входящий в репертуар другого театра — питерской же «Субботы».

В оба осенних приезда БТК включал в гастрольный репертуар спектакли для детей, однако в этот раз за «детскую» программу отвечают их коллеги — «Суббота» представит новый спектакль молодого востребованного режиссёра театра кукол Юлии Каландаришвили «Цацики и его семья» (возрастная планка «6+»). Каландаришвили подробно рассказывала об этой работе журналу ТЕАТР. ранее. Напомним, именно она открыла для российской сцены серию книг про мальчика Цацики, написанную Мони Нильсон-Брэнстрем. Спектакль «Цацики идёт в школу», поставленный с теми же артистами в театре «Суббота», несколько раз играли в Москве, а продолжение «театральной серии» приезжает в столицу впервые. Несмотря на то, что центральная тема взросления героя задаёт новую интонацию и расширяет круг проблем, выводя второй спектакль на новый уровень, игровой принцип рождения театра из минимальных, в буквальном смысле подручных средств и предметов, в новой работе сохранён. «Цацики идёт в школу» сыграют в Москве четыре раза, причём на двух разных сценах: два показа пройдут 23 марта на Симоновской сцене Театра им. Евг. Вахтангова, а ещё два — 24 марта в пространстве Музея-театра «Булгаковский дом».

Ознакомиться с более подробной информацией можно на сайте гастролей.

Комментарии
Предыдущая статья
В Перми появится театр в ресторане 09.03.2020
Следующая статья
Ушёл из жизни актёр Макс Фон Сюдов 09.03.2020
Новости
Статьи блога
АРХИВ ЖУРНАЛА
материалы по теме
Новости
БТК выложит в сеть видеозаписи детских спектаклей
В течение карантина Большой театр кукол будет постепенно выкладывать в сеть культовые постановки своего репертуара.
01.04.2020