Богомолов и Балабанов

Телеведущий Денис Катаев о премьере в МХТ им.Чехова.

«Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно», — поет Бес на пятом часу спектакля «Карамазовы» Константина Богомолова, который с шумом и скандалом все-таки добрался до зрителя. И, наверное, это ироничное исполнение можно считать лучшим эпиграфом к самой мощной постановке режиссера за последние годы.

Вслед за Достоевским он погружает читателя в темные уголки человеческой души. Как это ни парадоксально, именно там, в кромешной тьме, можно разглядеть что-то живое — надежду, может быть.

Богомолов в «Карамазовых» повторил то, что другой режиссер Алексей Балабанов на протяжении жизни делал в кино, особенно в «Грузе 200». Города Солнца не будет, говорил Балабанов. В Скотопригоньевске небо всегда затянуто облаками, отвечает Богомолов. Главу семейства Федора Павловича в его спектакле даже хоронят в солярии. Балабанов сжигает скотских людей в «Кочегаре», а потом дает им надежду и отправляет на колокольню счастья в «Я тоже хочу». Доберутся до нее впрочем далеко не все. Богомолов еще жестче. Выродка Смердякова, незаконно рожденного Карамазова, у него фактически сливают в унитаз — именно таким образом он попадает в скотский мир Скотопригоньевска. Как и у Балабанова, здесь тоже звучат популярные шлягеры советской эстрады: «Родительский дом» Льва Лещенко микшируется с Веркой Сердючкой и Ларисой Черниковой. У Балабанова, напомню, был «Маленький плот» Юрия Лозы, «В краю магнолий» и неумолкающий ДиДюЛя. В этой привычной пошлости и скрыто зло. Вместо магнолий оказывается мрак Ленинска (в этом городе разворачивались события фильма «Груз 200» — ред.). Удивительно, но эти два города безумно похожи. Просто Ленинск — это модернизированный и промышленный Скотопригоньевск, в котором нам, похоже, предстоит жить вечно вместе со Смердяковым и капитаном Журовым. Мухи у нас.

Константин Богомолов в «Карамазовых» использует чудовищную смесь фольклора и масскульта. Грушенька в кокошнике вместе с Петрушкой пляшет под «Калинку-малинку». Похороны Карамазова транслируются в прямом эфире. Вот так же и мать капитана Журова в «Грузе 200», когда в соседней комнате лежал труп, смотрела по телевизору песни «негрятенка» и трансляции съезда ЦК КПСС. Ссора Грушеньки и Катерины Ивановны выдержана в лучших традициях российского сериала (на злобу дня между ними еще и лесбийская страсть). Кроме того, Богомолов активно использует видео, производством которого, руководил оператор Балабанова Александр Симонов.

Трэш и балаган в спектакле совсем невеселые. Набожного Алешу Карамазова играет Роза Хайруллина, но травестия вовсе не становится средством пародии. В отличие от других спектаклей, в которых был пестрый монтаж различных литературных источников, здесь в основном дословный текст Достоевского, причем в длинных диалогах. Они разыграны с какой-то новой психологической достоверностью. То что действительно важно, говорится без иронии, без ерничанья, с какой-то даже классической строгостью. На этот раз Богомолов сумел захватить внимание заранее критически настроенной аудитории.

Антиутопия в стиле Владимира Сорокина становится все более реальной. Здесь и лингвистические игры (в Скотопригоньевске есть Скотский банк, Скотское ТВ), и разложение языка, воплощенное в физическом разложении. Святой Зосима после смерти пропах. Мало того, старец-целитель превращается в мерзкого Смердякова — на сцене этих героев играет один и тот же актер Виктор Вержбицкий. «Ибо в этом есть высшее провидение», — поясняет титр.

На ум приходит недавний случай в Петербурге, когда родители повезли ребенка не в больницу, а в храм, в результате чего малыш скончался. Слеза младенца, ага.

Вообще неприятно после этого спектакля читать новостную ленту. В ней морок и какая-то мифологическая укорененность. Вот Митенька с душой на распашку, в этой скотской жизни ему нет места. Филипп Янковкий играет его как будто все время полупьяным — только так светлый и душевный человек может существовать в Скотопригоньевске. Он обречен, его уничтожат. В отличие от Достоевского, Богомолов не просто отправляет его в ссылку, а убивает. Митенька не нужен, его кидают за решетку, его насилуют бутылкой механические менты. Тут снова вспоминается страшная сцена из «Груза 200», которую раньше нельзя было сравнить с чем-то, что существует на самом деле.

Перед премьерными показами режиссер приглашал нас всех в ад. Так оно и вышло. Герои Богомолова, также как Балабанова и Сорокина, вышли из своих произведений. Они даже забрались на сцену. Сразу после премьеры «Карамазовых» в МХТ показывали богомоловского «Идеального мужа». Представление чуть не сорвал православный активист Энтео с товарищами. Некоторым зрителям показалось, что это часть спектакля, и не зря. Иногда даже страшно оттого, что именно такой театр постепенно расширяется, выходит из берегов и выливается в жизнь.

Комментарии
Предыдущая статья
Зачем Таганке выставка Перетрухиной? — Чтобы зомби не приходили. 28.11.2013
Следующая статья
Кругом возможно Бог 28.11.2013
материалы по теме
Блог
Праздничная городская галлюцинация
На Малой сцене МХТ имени Чехова вышел спектакль по знаменитому новаторскому роману Кнута Гамсуна, принесшему ему мировую славу.  О спектакле и его постановщице Елизавете Бондарь рассказывает Наталья Шаинян.
Новости
Артём Злобин исследует «мотив гипертрофированной совести» в «Кроткой»
29 марта на Новой сцене петербургского ТЮЗа им. А.А. Брянцева пройдёт премьера спектакля Артёма Злобина «Кроткая. Монтаж» по повести Фёдора Достоевского «Кроткая».