Баталов и «Пустота»

СПЕКТАКЛЬ: «Пустота»
РЕЖИССЕР: Талгат Баталов
ТЕАТР: Тверской ТЮЗ

«Понимаешь, от моего телодвижения, от того, что вот между этих пальцев будет вставлена ручка и два миллиграмма чернил пройдут тонкой дорожкой по определенной траектории, начнет меняться далекий мир. Трогаться машины, буриться сваи, закупаться материалы, сотни людей будут работать месяцами и что-то делать, и это только от того, что эти пальцы и ручка сделают какие-то закорюки».

Топ-менеджер аудиторской компании Дмитрий Анатольевич Карпенин, которого играет Андрей Иванов, — молодой бог. Дима щелкает пальцами — и вокруг взвихивается толпа, щелчок — толпа застыла, он фланирует между человеческих фигур, описывая их: этот — «офисный лошок», эта — «мамаша коллектива».

Дима везет друзей в народ. Берет осадой пиарщицу Марину. Банкротит комбинат и разоряет Мухосранск. Мэр Мухосранска упирается, но Дима поднажал — и сцена начинается снова, только теперь мэр играет другой, позитивный сценарий. Дима ставит мир на плей, на паузу, на перемотку, но радости не получает.

Пьеса Максима Черныша открыта фестивалем «Любимовка» в 2013 году и поставлена, если не ошибаюсь, дважды — Лерой Сурковой в ЦИМе, а позже Талгатом Баталовым в Тверском ТЮЗе. Лера Суркова сделала камерный, строгий и ясный спектакль о менеджерах, которые даже любовь и отношения планируют в краткосрочной перспективе, то есть живут, будто никогда не умрут, а в результате не живут вовсе. Талгат Баталов рискнул вынести пьесу на большую сцену, причем в городе, который новой драме не доверяет. После шумной премьеры и показов, на которые разом съехались эксперты «Золотой маски» и городское чиновничество, спектакль долго не играли. Пока его не выдвинули на «Маску», причем сразу в пяти номинациях. До того театр находился то ли на ремонте, то ли в замешательстве. Cтоличной выделки спектакль поднимал хозяев жизни на высоту богов и одновременно приравнивал их к нулю. Как к этому относиться? А как отнесется Москва? И потом — что это за Талгат Баталов? Кто и что за ним стоит — вдруг пустота?

Ведь каков карьерный рост режиссера в России. Театральный институт в Москве или Петербурге. Режиссерские лаборатории по современной пьесе в регионах, из которых, если не съест труппа и соблаговолит директор, родятся спектакли на малой сцене. А там, глядишь, заслужишь поставить классику на большой сцене где-нибудь на просторах России.

За Баталовым не стоит мастер, который вывел бы его в жизнь и составил протекцию. Он человек «дока». Татарин из Узбекистана с кинематографическими планами приехал в Москву и оказался в Театре.doc. Поставил в 2010 году документальный «Шум» с Екатериной Бондаренко по реальной истории об убийстве одним школьником другого. Показал себя как критический реалист. Он и прежде работал в государственном театре — создал в Красноярском ТЮЗе документальный спектакль к юбилею театра, но такой бескомпромиссный, что восстановил против себя старожилов театра. Поставил в ЦИМе «Травоядных» Максима Курочкина, но спектакль сняли после ввода в действие закона о мате. Лучшие работы он поставил в свободной зоне. Его ядовитая сатира на корпорации «Исповедь мазохиста» идет в ростовском независимом театре «18+». Документальный моноспектакль «Узбек» он сам исполняет, гастролируя по стране и миру.

«Пустота» — совершенно другое дело: это работа в репертуарном театре. И в этой работе все большое. Большая сцена. Большая московская команда. Большая удача.

Ольга Никитина создала на сцене фанерный павильон-воронку; по ходу дела в ней обнаруживается тьма окон и дверей. И тьма возможностей. Воронка пустеет и наполняется мебелью, всасывает и выплевывает людей, оборачивается забегаловкой и жильем, офисом и космосом со скоростью смены кадров в кино. Художник по свету Митрич придает всем этим переменам качество ирреальных метаморфоз. Хореограф Александр Андрияшкин тоже добавил условности: дюжина актеров в офисных костюмах исполняет танец деловитой человеческой массы. И даже в бытовых сценах они остаются персонажами матрицы, код которой написан нулями без палочки. В начале спектакля Карпенин, по чьей воле «бурятся сваи», упивается своим могуществом. В финале он перекладывает судьбоносное решение на секретаршу. До Димы доходит: что бы ни произошло — ничего не произойдет. Видимая реальность, в которой обитают он, его секретарша Света, его любовница Марина, его одно-классники Сева и Лева, — только сон. И откуда-то из другой реальности, где между всеми ними есть сострадание и любовь, доносится песня калмыкского ламы. Он поет о Бодхисаттве, который ищет просветления во имя счастья всех живых существ.

Комментарии
Предыдущая статья
Сила вся наша — в нашей слабости 15.09.2017
Следующая статья
Жизнь стала нормальной 15.09.2017
материалы по теме
Архив
Вагончик тронулся, перрон остался
«Monty Python». Кадр из скетча «Придурок года из высшего общества» Обсуждая итоги «Золотой маски» 2017 года, редакция и приглашенные авторы журнала ТЕАТР. попытались обозначить наиболее проблемные точки, из-за которых национальная театральная премия разошлась с их видением театрального процесса.
Архив
Купи слона!
СПЕКТАКЛЬ: «Золотой осел » РЕЖИССЕР: Борис Юхананов ТЕАТР: Электротеатр «Станиславский»