Артём Абашев покидает Пермскую оперу из-за разногласий с директором

На фото - Артём Абашев на репетиции "Дон Жуана" © Андрей Чунтомов / пресс-служба Пермской оперы

Сегодня, 27 декабря, стало известно, что главный дирижёр Пермского театра оперы и балета Артём Абашев написал заявление об увольнении из театра по собственному желанию.

Абашев сообщил пермскому изданию «Новый компаньон» о том, что с 10 января 2022 года покидает Пермскую оперу, где работал с 2013 года, а с 2020-го был главным дирижёром. По его словам, причиной такого решения стали разногласия с новым генеральным директором театра Довлетом Анзароковым. Напомним, Анзароков занял этот пост в апреле 2021 года после того, как предыдущий директор, Андрей Борисов, перешёл на аналогичную должность в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

«Новый компаньон» приводит аргументы Абашева в виде косвенной речи: «Дирижёр считает, что при новом руководстве страдает музыкальная составляющая, которая, по его мнению, является главной в музыкальном театре. Абашев обвиняет руководителя в чрезмерной коммерциализации репертуара и уклоне в сторону драматического театра». Слова Абашева о дальнейших планах в той же публикации даны в форме цитаты: «Я честный музыкант, все силы отдавал выпуску оперы „Фауст“ <постановка Василия Бархатова. — прим. ТЕАТР.>, которая далась мне с огромным трудом. Поэтому я не искал себе нового места. Но я надеюсь продолжить сотрудничество с театром Урал Опера Балет в Екатеринбурге, где у меня недавно вышло два спектакля». Отметим, что с Урал Оперой Абашев сотрудничает на правах приглашённого дирижёра с 2017 года.

Генеральный директор Пермской оперы Довлет Анзароков дал официальный комментарий по поводу ухода Абашева (его ответ опубликовал также «Новый компаньон») и сообщил об изменении формата сотрудничества с главным режиссёром театра Маратом Гацаловым. Приводим текст полностью: «В последние годы Пермская опера переживает период интенсивного художественного обновления и роста, и в 2022 году мы продолжим планомерно расширять круг артистов, сотрудничество с которыми выводит театр к новым творческим рубежам. Дирижёром-постановщиком нашей первой в новом году оперной премьеры станет один из лучших в мире специалистов по русской музыке Михаил Татарников — он будет работать над „Евгением Онегиным“ вместе с режиссёром Владиславсом Наставшевсом. В июне в нашем театре впервые выступит замечательный молодой дирижёр Мигран Агаджанян — „Норму“ Винченцо Беллини он выпустит вместе с лауреатом „Золотой Маски“-2021 хореографом Максимом Петровым, который дебютирует в качестве постановщика оперного спектакля. Немало новых для Пермской оперы имён будет и в сезоне 2022-2023 — мы подробно расскажем о нём на традиционной пресс-конференции в начале марта. Втягивая в орбиту Пермской оперы всё новых и новых артистов, мы одновременно продолжим работать с художниками, которые внесли серьёзный вклад в процесс творческой перезагрузки театра. Я говорю сейчас в первую очередь о Марате Гацалове, поставившем на нашей сцене два спектакля, которые стали значительными событиями на российской театральной сцене: „Дон Жуан“ в его режиссуре стал номинантом „Золотой Маски“ и будет показан в конкурсной программе весной 2022 года, а его трактовка „Иоланты“ вошла в лонг-лист Национальной театральной премии. Должность главного режиссёра театра предполагает большое количество чисто административной работы, разумеется, отвлекающей художника от его главного предназначения — творчества. Марат — востребованный театральный режиссёр, активно ставящий и в Москве, и в регионах России. Для нас очень важно, чтобы его талант реализовывался максимально полно — и на драматической, и на музыкальной сцене, и в Перми, и за её пределами. Поэтому наши взаимоотношения переходят в новый формат — театр продолжит сотрудничество с Гацаловым в качестве режиссёра-резидента, регулярно работающего на подмостках Пермской оперы. Мы уже начали подготовку его нового спектакля, премьера которого состоится в начале 2023 года, — о том, что это будет за название, мы тоже подробно расскажем на весенней пресс-конференции.

Что касается отставки Артёма Абашева, то это его решение, его право и его выбор, который я уважаю. За те два с небольшим года, что Артём провел на посту главного дирижёра, он проделал колоссальную работу, за которую я ему бесконечно благодарен. Для меня, признаюсь, было несколько неожиданно узнать о том, что, по словам Абашева, „при новом руководстве страдает музыкальная составляющая“ — напомню, что именно Артём был музыкальным руководителем и дирижёром всех четырёх премьер, выпущенных в Пермской опере с момента моего назначения директором театра. В этом смысле мне трудно бросить в него камень — музыкальное качество этих спектаклей получило высокую оценку и прессы, и профессионального сообщества. Недоумение вызывает и упрёк в „чрезмерной коммерциализации репертуара“ — как музыкальный руководитель театра Абашев принимал непосредственное участие в формировании и утверждении ближайших творческих планов театра. Всё это, впрочем, не меняет главного: я считаю Артёма превосходным музыкантом и убеждён, что в ближайшее время он получит предложение о работе от творческого коллектива, который соответствовал бы его таланту. Что же до имени нового главного дирижёра театра, то оно будет названо уже в конце этого сезона».

Комментарии
Предыдущая статья
Екатеринбургский театр кукол открылся после двухлетнего ремонта 27.12.2021
Следующая статья
Вырыпаев выпускает в Польше премьеру о белорусских политзаключённых 27.12.2021
материалы по теме
Новости
Луиза Шарова увольняется с поста директора Кариевского ТЮЗа
Директор Казанского татарского государственного театра юного зрителя имени Г. Кариева Луиза Шарова покинет свой пост 26 апреля. Об этом она сообщила на своей странице ВКонтакте.
Новости
Прикотенко поставит оперу Стравинского на Дягилевском фестивале — 2024
Дягилевский фестиваль в 2024 году пройдёт с 20 по 29 июня. Среди премьер смотра — три оперные постановки: Passion Паскаля Дюсапена (режиссёр — Анна Гусева), «Похождения повесы» Игоря Стравинского (режиссёр — Андрей Прикотенко), «Волшебная флейта» Моцарта (режиссёр — Нина Воробьёва).