«АРТиШОК»: из подвала на большую сцену

Театр «АРТиШОК» — первый в Казахстане независимый театр. Уже 17-й сезон он существует без финансовой поддержки государства и больших частных вливаний. Журнал ТЕАТР. попытался понять, как это ему удается

Историческая справка

История театра началась в 2001 году в Алматы, когда семеро профессиональных артистов — Галина Пьянова, Вероника Насальская, Елена Набокова, Елена Тайматова, Дмитрий Скирта, Алексей Кащин и Виталий Волков — приняли решение покинуть театры, в которых они успешно работали, чтобы совершить прыжок в неизвестность (так, кстати, называется один из импровизационных спектаклей «АРТиШОКа», где зрители задают темы и рассказывают истории, которые на их глазах воплощаются на сцене). На тот момент в Казахстане не было ни одного независимого экспериментального театра, и решение создать его открыло возможности для формирования нового театрального движения.

Первый год театр работал без помещения, делал уличные перфомансы и акции, предлагая зрителям театр, которого в Казахстане еще не было, — «театр культурного шока». И это делалось не для эпатажа, а для того, чтобы выбить из-под человека комфортный зрительский стул, чтобы показать, что театром может быть и улица, и подвал, в котором «АРТиШОК» в итоге и оказался. Через год у театра появился меценат, который помог артистам выкупить помещение — часть подвала жилого дома в центре Алматы площадью около трехсот квадратных метров с залом на 65 мест, сценой 6х6 метров, гримерной, помещением для декораций и крошечным офисом (узким столом, прячущимся под лестницей). Именно этот подвал стал своеобразной визитной карточкой театра.

«АРТиШОК» всегда больше интересовал авторский театр, и на протяжении довольно долгого времени артисты вообще не работали с пьесами. Так появились культовые спектакли «Back in the USSR», «Гагарин», «Клоуны» (режиссер Галина Пьянова), с которыми «АРТиШОК» побывал на более чем 45 крупнейших театральных фестивалях. В репертуаре также появлялись спектакли, основанные на литературных произведениях: «11.11.11 (Концерт № 2)» по поэзии Бродского или «Вино из одуванчиков» по мотивам романа Рэя Брэдбери, «Толстая тетрадь» Аготы Кристоф, «Корова» Платонова или «Аккомпаниаторша» по повести Нины Берберовой (режиссер трех последних — Анна Зиновьева из Новосибирска). Но в прошлом сезоне театр создал несколько успешных постановок по пьесам — специально написанному Натальей Ворожбит для «АРТиШОКа» «Уяту» и «Созвездиям» Ника Пейна, режиссером которых стал приглашенный из Петербурга Борис Павлович.

«АРТиШОК» первым в казахстанском театре стал применять технику импровизации, документалистики, публицистики. Возможно, именно благодаря смелости первого поколения «АРТиШОКа» сейчас в Алматы существует около десятка независимых театральных проектов.

Из первого поколения основателей в «АРТиШОКе» работает Галина Пьянова — художественный руководитель и главный режиссер театра, много сделавшая для того, чтобы несмотря на смену поколений театр не закрылся, оставаясь живым, адекватным и включенным в общественную жизнь. Галина — единственный казахстанский режиссер, чья работа была отмечена премией «Золотая маска». Ее спектакль «Снегурочка», созданный в партнерстве с композитором Александром Маноцковым и художником-поста-новщиком Антоном Болкуновым в новосибирском театре «Старый дом», одержал победу в номинации «Эксперимент» в 2017 году.

Большая сцена

За 16 лет артисты создали около 50 спектаклей на камерной площадке «АРТиШОКа», но сейчас стало ясно, что ее возможности исчерпались. За это время площадка была адаптирована и модернизирована: часть стен и зрительские подиумы разбираются и могут быть пере-несены почти в любую зону театра, гримерная используется в нескольких спектаклях как дополнительная часть площадки, в прошлом году с помощью краудфандинга были собраны средства на установку новой вентиляционной системы.

Но с ростом команды (сейчас в театре постоянно задействованы 16 актеров) и амбиций хочется открывать новые горизонты. В октябре прошлого года был создан первый проект большого масштаба — site-specific спектакль «История уродства» по мотивам исследования Умберто Эко, режиссером которого стал главный художник театра Антон Болкунов. Местом для постановки был выбран один из цехов нефункционирующего машиностроительного завода в Алматы. Тогда пришло понимание, что театр готов к большой сцене, а поскольку готовых площадок в Алматы нет, команда стала искать новые возможности. Большая сцена «АРТиШОКа» вот-вот откроется в помещении культового ночного клуба начала двухтысячных DaFreak. Оно расположено в центре города, в каких-то 15-ти минутах ходьбы от малой (теперь) сцены, которая продолжит свое существование. С апреля вся активность театра строится вокруг подготовки нового пространства. Это здание площадью более 700 квадратов, где есть все необходимые помещения. Амбициозный проект уникален тем, что впервые в Казахстане масштабная стройка объекта культуры финансируется через краудфандинг, и процесс идет довольно успешно. Театру помогают не только частные лица, но и коммерческий сектор. Заявленный на старте бюджет составлял 21 млн тенге (4 млн рублей), сейчас сумма выросла до 25 млн, но за месяц до окончания кампании было собрано около 80 % средств.

Источники финансирования

С первого дня существования «АРТиШОК» был независимым. У театра никогда не было постоянного спонсора или мецената, что, впрочем, определяло свободу выбора материала и позволяло не оглядываться на мнение или желание одного человека дать больше или меньше денег. Стопроцентно независимый «АРТиШОК» сам формирует свой бюджет и финансовую политику. За 17 лет театр лишь однажды получил дотацию от администрации города и ни разу — от министерства культуры. Сейчас основным источником дохода является продажа билетов, это покрывает расходы на содержание театра и гонорары. Есть и дополнительные способы финансирования: коллаборация с партнерами, спонсорские проекты. Театр имеет хороший маркетинговый потенциал для компаний, с которыми у него пересекается аудитория. В планах также капитализировать новую большую сцену: ее строительство началось в конце прошлого сезона, а открытие должно состояться в сентябре.

В отличие от государства театр всегда активно поддерживали международные институции, представленные в Казахстане: British Council, Goethe Institut; немецкий Фонд Фридриха Эберта поддержал создание спектакля «Уят», программа развития ООН в Казахстане — спектакля «История уродства». Также к театру стал проявлять интерес СТД России, благодаря чему и стало возможно сотрудничество с Борисом Павловичем. В ноябре совместно с СТД в «АРТиШОКе» запланирована режиссерская лаборатория. Прекрасным финалом 16-го театрального сезона стала совместная работа с инженерным театром «АХЕ» (в июле на фестивале искусств ArtFest в Астане был представлен спектакль «Байконур»). Директор Анастасия Тарасова и проектный менеджер Катя Костенко шутят, что их талант — находить общий язык с большими компаниями.

Комментарии
Предыдущая статья
Как правильно читать и писать договоры 14.11.2017
Следующая статья
Дина Хусейн: «Может быть и по‑другому» 14.11.2017
материалы по теме
Архив
Жерар Мортье: искусство жечь порох
© Oliver Hermann / Theatre La Monnaie Летом 2017-го, когда западный фестивальный рынок вступил в эпоху глобальных перемен, имя легендарного интенданта Жерара Мортье звучало чаще обычного — и это отнюдь не случайность. Именно Мортье распахнул двери европейской оперы в XXI…
Архив
Опасно ли быть театральным менеджером
«"Хорошая" пресса». «Die "gute" Presse». Карикатура. 1847 В круглом столе, который прошел по инициативе редакции журнала ТЕАТР., приняли участие профессор института экономики РАН Александр Рубинштейн, директор РАМТа Софья Апфельбаум, директор «Мастерской Петра Фоменко» Андрей Воробьев, экс-директор Новосибирского театра оперы и…