Анатолий Чубайс рассказал о том, как избежать повторения «театрального дела»

В интервью Николаю Солодникову (youtube-канал «Ещё непознер») Анатолий Чубайс рассказал о впечатлении, которое произвёл на него балет Кирилла Серебренникова «Нуреев», поставленный режиссёром в Большом театре (в частности, он отметил, что Серебренников является «культурным явлением мирового масштаба»), а также о тех размышлениях, на которые наводит его «театральное дело» как таковое, и какие меры принимает он лично для преодоления ситуации в целом.

«Я думаю, что это душераздирающая история. Только те, для кого это значимо, должны найти в ней свой набор действий. Всё, что делается в защиту Серебренникова, более чем правильно — снимаю шляпу перед людьми, которые борются.

Я для себя решил немножко по-другому: я довольно хорошо понимаю финансово-экономическую среду в этой сфере, набор требований к этой среде со стороны действующего законодательства: налогового кодекса, бюджетного кодекса, закона о контрактной системе и десятков других нормативных актов. И когда одно с другим сталкивается, что в реальной жизни получается? В реальной жизни получается ситуация, при которой если не каждого, то 95% руководителей российских театров завтра можно посадить. И обоснованно, понимаешь ли!.. А ещё и с нашим умением нашего уважаемого следственного комитета это сделать — да вообще запросто!

Меня системность этой проблемы сильно зацепила. Зацепила настолько, что я взялся за проект, который сейчас мы с коллегами ведём. И смысл состоит в том, чтобы выработать полноценный комплект предложений по пересмотру законодательства, пересмотру подзаконных актов нормативных, решений министерств и ведомств, которые снимут этот разрыв. И при этом я пришёл к Мединскому, пришёл к Толстому, рассказал об этом замысле… Друзья, ну ни у кого же нет задачи создать среду, в которой можно любого сажать. Такой задачи нет ни у Министерства культуры, ни у Администрации Президента, все с этим согласились, и нам помогают, нас поддерживают. Мы киношную часть как раз в прошлую пятницу завершили, сейчас мы врубаемся в театральную часть, и я знаю, что у нас на выходе будет вот такая пачка нормативных документов, которые должны системно эту задачу решить, — я надеюсь, что мы сможем это сделать.

У нас есть довольно значительные силы в стране, люди и политические силы, которые отъезд Серебренникова воспримут с восторгом, которым только этого и надо. Им совсем не всё равно. У них логика до дна совсем другая: «Это враг, которого нужноо наказать, а лучше уничтожить — или (мы же гуманные) избавиться от него». Это же реальность, мы живём с вами в этой реальности. А то, что Серебренников — это культурное явление мирового масштаба 21 века, это культурное явление, которое для страны должно быть предметом гордости, понимаешь ты в этом или нет; это примерно то же, что Сергей Королёв, Илон Маск, Тесла… Не знаю, с кем сравнивать его, с величайшими русскими конструкторами или с Мейерхольдом… Явление такого масштаба в любой стране — это предмет гордости. Хватит мозгов нашим начальникам перешагнуть через эту позорную историю и всё-таки так посмотреть на неё? Я не знаю, может, и хватит. Но даже если и хватит, то, что будут большие силы, которые будут с этим бороться, — ну какие тут могут быть сомнения…”

Напомним, в поддержку Кирилла Серебренникова высказывается целый ряд деятелей мировой культуры (в частности, как писал журнал ТЕАТР. ранее, Александр Сокуров, Михаил Пиотровский, Анатолий Васильев, Лев Додин и целый ряд европейских режиссёров на церемонии вручения Европейской театральной премии), а после начала рассмотрения дела «Седьмой студии» по существу и российских политиков — в частности, как ранее писал журнал ТЕАТР., с разных позиций высказались по этому вопросу председатель Счётной палаты Алексей Кудрин и министр культуры Владимир Мединский. Балет «Нуреев», как писал журнал ТЕАТР. ранее, стал обладателем престижной премии «Бенуа де ла данс» в четырёх номинациях, одна из которых была присуждена Серебренникову за сценографию балета. Также напомним, что лондонскую премьеру своего фильма о Рудольфе Нурееве «Белая ворона» Серебренникову посвятил Рэйф Файнс.

Сегодня состоялось очередное заседание суда по делу «Седьмой студии», о чём подробно писал ТЕАТР. Следующее заседание назначено на 29 ноября.

Фото: кадр из передачи на канале «Ещё непознер».

Комментарии
Предыдущая статья
Мещанский суд начал допрос Софьи Апфельбаум по делу «Седьмой студии» 26.11.2018
Следующая статья
Анатолий Васильев о Серебренникове: «Все это создаст мощного художника» 26.11.2018
материалы по теме
Новости
Экс-артисты «Гоголь-центра» расскажут про «Апокалипсис завтра»
Сегодня и завтра, 31 января и 1 февраля, в гамбургском Thalia Theater пройдёт премьера спектакля Евгения Кулагина «Апокалипсис завтра». Постановка — первая работа нового объединения Kirill & Friends gGmbH.
Блог
Нестойкий принц: никто из героев оперы Вагнера не поддерживает войну, развязанную германским королем, но все оказываются её соучастниками
В конце октября в Париже с большим успехом прошел премьерный блок показов «Лоэнгрина» в постановке Кирилла Серебренникова (следующие даты показов будут вот-вот объявлены). На одном из спектаклей побывала наша корреспондентка.