Восемнадцать лет эпохи Табакова в МХТ. Актерские приобретения Художественного театра

2000-2001

Guest star

Сергей Безруков к 2000 году, когда Табаков ввел его на роль Моцарта в очень старого мхатовского «Амадея» (режиссер Марк Розовский, 1983), был еще не сильно медийным артистом. Сериалы и популярная «Бригада» в его биографии случатся совсем скоро, но на тот момент он прежде всего был молодой и яркой звездой «Табакерки» с рядом важных для него, но не то чтобы судьбоносных главных ролей, в частности, в «Признании авантюриста Феликса Круля» (1998). Тем не менее Табаков приглашает его в МХТ, и понятно почему: энергию молодости своих учеников он будет вливать в анемичный МХТ все первое десятилетие правления.

2001-2002

Штат МХТ

Андрей Ильин — первый, кого взял Олег Табаков в труппу Художественного театра после своего назначения на пост худрука. Ильин к тому моменту был уже известным медийным артистом, чему способствовали его киноработы у Петра Тодоровского («Анкор, еще анкор» и «Какая чудная игра») и съемки в сериалах. Кроме того, у Ильина был успешный театральный бэкграунд: 10 лет в Рижской русской драме и 11 лет в Театре им. Моссовета, где он имел и главные роли, и солидный пул поклонниц-театралок. Для мхатовской труппы, тогда испытывавшей сильный дефицит медийных артистов моложе 50, Ильин с его мужской харизмой и широким диапа-зоном артистических возможностей был важным приобретением. Случай Ильина свидетельствует не просто о том, что с назначением Олега Табакова Художественный театр начал охоту на медийных артистов. Ко всему прочему Табаков подбирал из лучших актеров страны достойных партнеров себе самому. Недаром дебютом Ильина в МХТ была «Кабала святош» (режиссер Адольф Шапиро, 2001), спектакль, на который Табаков, игравший в нем главную роль, возлагал большие надежды. Прослужив в МХТ с 2000 по 2006 год, Ильин покинул престижный театр, где сыграл четыре роли, из которых более-менее заметными были Король Солнце в «Кабале святош» и Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании» (режиссер Елена Невежина, 2002).

Второй очередью в труппу МХТ при Олеге Табакове были зачислены сразу 5 артистов — Максим Виторган, Владимир Краснов, Екатерина Семенова, Игорь Угольников и Валерий Хлевинский. Эта пятерка представляла, как теперь понятно, как раз те направления, которым Табаков следовал, собирая труппу в годы своего правления. Характерный пример — Максим Виторган. В его лице театр приобретал перспективного молодого артиста со звучной фамилией и артистическим азартом, который в дальнейшем, впрочем, и увел его из МХТ. Продолжатель звездной актерской династии, которому тогда еще не было 30-ти, к 2001-му успел приобрести опыт в МТЮЗе у Генриетты Яновской и в «Ленкоме» у Марка Захарова. Но, даже катапультировавшись с Малой Дмитровки в Камергерский, он параллельно работал в независимых театральных проектах (в частности, в спектаклях «Квартета И»), снимался в кино и на ТВ. При этом ему повезло сыграть в МХТ у Михаила Угарова, Марины Брусникиной, Евгения Каменьковича, Темура Чхеидзе и др. В первый год он сыграл в «Ю» в постановке Каменьковича и в «Антигоне» Чхеидзе. Самая интересная работа артиста в МХТ — в спектакле Угарова «Количество» (2004) по пьесе Кэрил Черчилл, где Виторган-мл. играл в дуэте с Борисом Плотниковым, изображая троих его сыновей, у которых одно лицо, но абсолютно разные характеры и психофизика.

Появление в труппе МХТ Владимира Краснова — пример того, как Табаков усиливал одряхлевшую и деморализованную долгой стагнацией труппу пафосного столичного театра провинциальными актерами, в том числе из родного Табакову Саратова, откуда он впоследствии будет еще не раз перемани-вать коллег. В МХТ Краснов пришел после почти 40 лет службы в Саратовском ТЮЗе, где был ведущим артистом. Дебютировал в МХТ в спектакле «Ю» в постановке Каменьковича (2001). С тех пор остается постоянно занят в репертуаре в МХТ.

Зачисление в труппу МХТ телезвезды и шоумена Игоря Угольникова — еще одно свидетельство того, что Табаков был одержим идеей как можно скорее вернуть в кассу МХТ табличку «Все билеты проданы». Шоумен задержался в театре всего на два-три сезона, исполнив главные роли в спектаклях «Девушки битлов» (2001, режиссер Александр Марин) и «Гамлет в остром соусе» (2002) в постановке Петра Штейна.

Приход в МХТ ветерана «Современника» Валерия Хлевинского и молодой «современницы» Екатерины Семеновой — повторение сюжета времен Олега Ефремова, когда тот, в прошлом основатель и худрук «Современника», перейдя во МХАТ, переманивал к себе артистов «Современника». Формально Хлевинский зачислен в 2001-м и в том же сезоне стал активно работать, но в важных для МХТ на тот период спектаклях — «Последняя жертва» (режиссер Юрий Еремин, 2003, роль Лавра Мироныча Прибыткова) и «Белая гвардия» (режиссер Сергей Женовач, 2005, роль Гетмана) — появился чуть позже.

Что касается Екатерины Семеновой, сыгравшей в «Антигоне» Исмену, а затем еще пару эпизодических ролей в других спектаклях, то ее присутствие в МХТ было непродолжительным и может расцени-ваться прежде всего как классический мотив зачисления в труппу «по семейным обстоятельствам» (артистка некоторое время была гражданской женой старшего сына Табакова). И упоминания этот сюжет достоин лишь потому, что с того сезона семейные обстоятельства стали существенным фактором формирования афиши в МХТ.

Guest stars

Евгений Цыганов дебютировал на сцене МХТ в роли Раскольникова в «Преступлении и наказании» (режиссер Елена Невежина). Он в то время только-только начал работать в «Мастерской Петра Фоменко», снялся лишь в двух фильмах и еще не стал героем грез многочисленных поклонниц по всей стране. (Даже резонансную «Прогулку», где появились почти все «фоменки», Алексей Учитель еще не выпустил.) Правда, театральный дебют Цыганова был в «Одной абсолютно счастливой деревне», а это чуть ли не последний выдающийся спектакль позднего Фоменко, вскоре после которого многие из второго поколения «фоменок» стали стопроцентными звездами.

Марина Зудина, жена Табакова и прима «Табакерки», в МХТ появилась вскоре после табаковского назначения. Ее первая роль на сцене МХТ — Антигона в постановке Тимура Чхеидзе по одноименной пьесе Ануя. Однако сколько бы потом ни было спектаклей «на Зудину» в МХТ, в труппу этого театра официально она зачислена не была, т. е. формально играла там в статусе приглашенной артистки с трудовой книжкой в «Табакерке». При этом она сыграла в МХТ более десятка центральных ролей. Оглядываясь назад, скажем, что в МХТ в последние годы ролями ее обеспечивал как режиссер в основном Константин Богомолов (5 спектаклей), а вот, к примеру, Кирилл Серебренников с ней вообще не работал.

Отар Мегвинетухуцеси был приглашен в МХТ на роль Креонта в «Антигоне», чтобы составить в этом спектакле партнерский дуэт с Мариной Зудиной. Но была у этого сюжета и другая подоплека. Знаменитый грузинский актер, известный в СССР по культовым фильмам Тенгиза Абуладзе «Мольба» (1968) и «Древо желания» (1976), а также по тв-блокбастеру про благородного абрека Дата Туташхия «Берега» (1977), в качестве приглашенной звезды на сцене МХТ — это не только попытка Табакова привлечь публику в игнорируемый ею театр за счет культовых актеров-титанов, но и жест дружбы в адрес Грузии, с которой российские власти в который уже раз рассорились, и тогда казалось, что навсегда. Ставил, что характерно, Темур Чхеидзе, петербургский грузин и на тот момент главреж БДТ.

Евгений Миронов, являясь сначала артистом Театра-студии п/р Олега Табакова (с 1990 года), а затем худруком Театра наций (с 2006-го), сотрудничать с МХТ начал сразу после назначения Табакова. В «Номере 13» он впервые вышел на сцену МХТ как приглашенная звезда. Вторая и уже действительно важная для самого Миронова работа в МХТ — «Господа Головлевы» (2005) в постановке Кирилла Серебренникова. Этот спектакль играли долго, поэтому имя Миронова как-то само собой стало ассоциироваться с МХТ. Впрочем, в тот период даже заядлым театралам было трудно разобраться, кто в МХТ приглашенный, а кто свой, штатный артист.

2002-2003

Штат МХТ

Приглашение в МХТ питерских звезд Михаила Пореченкова и Константина Хабенского на первый взгляд казалось следствием простого расчета Табакова на то, что медийные лица артистов из брутальных ментовских сериалов привлекут в театр телезрителей. Но одновременно была сделана ставка и на привлечение актуальных режиссеров, а таким тогда, безусловно, был Юрий Бутусов, много работавший с Пореченковым и Хабенским в Петербурге.

Расчет оказался верным. Пореченков дебютировал в «Утиной охоте» в 2002-м, в 2003-м зачислен в труппу и далее сыграл в двух знаковых для МХТ и кассовых спектаклях того периода — «Белая гвардия» Булгакова (режиссер Сергей Женовач, 2004, роль Мышлаевского) и «Гамлет» (режиссер Юрий Бутусов, 2005, роль Полония). О значении присутствия Пореченкова в труппе в дальнейшем говорит его участие, например, в «Трамвае Желание» (режиссер Роман Феодори, 2014, роль Стенли Ковальского), где его партнершами стали Марина Зудина и Ирина Пегова, а также давний приятель по петербургской сцене Михаил Трухин.

Константин Хабенский сначала в качестве приглашенной звезды сыграл Зилова в «Утиной охоте» (режиссер Александр Марин, 2002), а в 2003-м уже был в труппе Художественного. Играл Алексея Турбина в «Белой гвардии» (режиссер Сергей Женовач, 2004), Клавдия в «Гамлете» (режиссер Юрий Бутусов, 2005), Мэкки в «Трехгрошовой опере» Брехта (режиссер Кирилл Серебренников, 2009), Контрабасиста в «Контрабасе» Зюскинда (режиссер Глеб Черепанов, 2014). Сегодня многими зрителями МХТ, а также частью сотрудников театра воспринима-ется как главное лицо и лидер труппы. Во всяком случае, именно его имя называлось в качестве альтернативы на пост худрука на сборе труппы весной 2018-го, созванном по поводу назначения Минкультом вместо Табакова Сергея Женовача. Примечательно, что к приходу в МХТ Хабенский был известен за пределами Санкт-Петербурга в основном по ментовскому сериалу «Убойная сила», а за время работы в МХТ столько снимался, что в итоге стал, по версии портала «Кинопоиск», самым популярным российским актером первых 15 лет ХХI века.

В том же сезоне в МХТ был зачислен Петр Семак, ушедший от Льва Додина из МДТ. Пропустить возможность укрепить труппу Художественного сильным артистом из додинской когорты было бы непростительной ошибкой. Однако в этом случае Табакова как хедхантера постигла неудача. Надолго Семак в МХТ не задержался: пробыл в штате полгода и ничего под началом Табакова сделать не успел, если не считать один спектакль в «Табакерке» («От четверга до четверга», 2002).

Кроме того, Табаков принял несколько заметных выпускниц из Школы-студии МХАТ, в частности Кристину Бабушкину, которая сразу сыграла у Кирилла Серебренникова в «Терроризме» (2002), а затем у него же в «Мещанах» (2004), «Киже» (2009) и «Трехгрошовой опере» (2001). Сегодня она остается в числе наиболее востребованных актрис, играя герцогиню Мальборо в «Стакане воды» (режиссер Юрий Кравец, 2018), роли в мюзикле «Гордость и предубеждение» (режиссер Алексей Франдетти, 2016), спектакле «Номер 13D» (режиссер Владимир Машков, 2014) и др.

Вместе с ней в МХТ пришла Ольга Литвинова, которую активно задействовали в своих спектаклях Марина Брусникина, Виктор Рыжаков, Александр Марин и Юрий Бутусов, у которого Литвинова получила роль Офелии в «Гамлете».Дмитрий Назаров, пионер сериального движения 1990-х и главный Дед Мороз страны, бессменно работающий на кремлевской «елке», начинал еще студентом «Щепки» в Малом театре, а через 15 лет ушел в Театр Армии к Борису Морозову, назначенному туда главрежем в 1995-м. В 2002 году артист с самым узнаваемым голосом России принят в труппу МХТ, где его харизма и опыт пришлись как нельзя кстати в спектаклях Серебренникова «Мещане» и «Лес».

Переход в МХТ в 2002-м мощного артиста Бориса Плотникова, до того 10 лет работавшего в звездном статусе в Театре Армии и сыгравшего там среди прочего в постановках Юрия Еремина «Павел I» (Александр) и «Идиот» (князь Мышкин), — казался многообещающим событием для МХТ. (Добавляло напряжения в этой театральной интриге и то, что тогда все еще помнили впечатляющий дебют Плотникова в киношедевре «Восхождение» (1976) Ларисы Шепитько.) До зачисления в штат МХТ он сыграл в «Кабале святош» маркиза де Шаррона, а после — в ряде спектаклей, поставленных уже с прямым расчетом на него. Запомнились его работы в спектаклях Михаила Угарова «Количество» (2003) и Миндаугаса Карбаускиса «Копенгаген» (2003). Однако в итоге Плотников занят в МХТ совсем мало. Получилось так, что он не участвовал ни в каких спектаклях Серебренникова или Богомолова и играл больше даже не в МХТ, а в «Табакерке». При этом в обоих театрах его имя чаще всего было связано с режиссером Миндаугасом Карбаускисом. Но, кажется, это еще не был тот случай, когда новый артист мог появиться в труппе МХТ по подсказке или персональному запросу режиссера.

2003-2004

Штат МХТ

Сезон 2003—2004 требует особой отметки, поскольку в труппе тогда появились новички, ставшие впоследствии ее украшением и ведущей силой: Анатолий Белый, Марина Голуб и Дарья Мороз.

Появление Белого и Голуб, несомненно, следствие того, что Табаков пригласил в МХТ Кирилла Серебренникова. Белый и Голуб играли еще в первых его московских постановках: Белый — в «Откровенных полароидных снимках» (Театр им. А. С. Пушкина) и «Демоне» («Театральное товарищество 814»), Голуб — в «Пластилине» (ЦДР). В результате именно Голуб и Белый, принятые в 2003-м, оказались тем сильным звеном в труппе МХТ, на котором стал во много держаться новый репертуар театра.

У Анатолия Белого, до МХТ работавшего в Театре им. Станиславского, из важного опыта там было два спектакля Владимира Мирзоева — «Укрощение строптивой» и «Двенадцатая ночь». А в МХТ как будто прорвало плотину — за 15 лет более десятка цент-ральных ролей, не считая спецпроектов театра.

У Марины Голуб, которая в 1980—1990-х успела поработать и в Москонцерте, и в Театре миниатюр Аркадия Райкина, и в театре «Шалом», к началу 2000-х был уже длинный список эпизодических ролей в кино, опыт в качестве ведущей популярных телевизионных шоу на центральных каналах и пара сериалов, один из которых — «Ростов-папа» — снял сам Серебренников. С его спектакля «Терроризм» она и начала в МХТ, и с ним продолжила, сыграв мать в «Изображая жертву» (2005) и Селию Пичем в «Трех-грошовой опере» (2009). Кроме того, ей довелось работать с Юрием Бутусовым (роль Гертруды в «Гамлете», 2005) и Львом Эренбургом (заглавная роль в «Вассе Железновой», 2010). Благодаря участию в телепроектах она была одной из самых раскрученных артисток МХТ, мечтой любого худрука, который думает об аншлагах. В 2012 году она трагически погибла в ДТП.

Дарья Мороз, дочь известного кинорежиссера и популярной актрисы, еще до поступления в Школу-студию МХАТ имела в послужном списке пять фильмов, а к окончанию учебы — несколько спектаклей в МХТ. Так что в истории ее зачисления в труппу МХТ и активном участии в спектаклях «Табакерки» нет интриги. Интересно, однако, что с 2009 года, когда она впервые сыграла в спектакле Константина Богомолова в «Табакерке» («Волки и овцы»), и после первых его постановок на сцене МХТ она стала медленно, но верно приобретать статус мхатовской звезды.

Еще одно медийное лицо, привлеченное тогда в МХТ Табаковым, — Алексей Гуськов, который на тот момент снялся в одном из первых российских ситкомов «Клубничка» (1996) и в популярном мини-сериале Александра Митты «Граница. Таежный роман» (2000). Однако на выбор Табакова повлияло еще и то обстоятельство, что в актерском багаже Гуськова были и иные работы. Достаточно напомнить, что его уже тогда снимал и Хотиненко («По ту сторону волков»), и Серебренников («Дневник убийцы»). К тому же Гуськов играл в «Откровенных полароидных снимках» Серебренникова на Малой сцене Театра им. Пушкина и в «Аркадии» в «Табакерке» (режиссер Александр Марин). Так что его появление в МХТ было закономерным. Так же, как и уход в итоге. От роли Оргона в «Тартюфе», который ставила Нина Чусова, он отказался в процессе репетиций. С Серебренниковым тоже не сложились отношения, как и со многими другими режиссерами. Кончилось тем, что в 2011-м артист ушел в Вахтанговский, сыграв в МХТ лишь пару ролей.

2004-2005

Штат МХТ

Кажется, с сезона 2004/2005 и театральные критики, и театралы стали с интересом ждать осеннего сбора труппы в МХТ, чтобы услышать о пополнении. И было из-за чего. В МХТ тогда перешли из «Современника» сразу две звезды — «священное чудовище» Алла Покровская, которую в свое время не удалось пере-манить Олегу Ефремову, и Авангард Леонтьев, на тот момент уже ставший эмблематичным артистом «Современника». Поразительно, как легко они интегрировались в МХТ. При этом Покровская оказалась активно занята в спектаклях Серебренникова, которого тогда за мэтра еще никто не держал. Покровская сыграла в его постановках лучшие свои роли последних лет — в «Мещанах» Горького (2004, Акулина Ивановна), в «Изображая жертву» (2004, Женщина в кимоно) и «Господах Головлевых» (2005, Арина Петровна Головлева).

В тот же сезон в штате труппы оказалась не менее статусная гранд-дама отечественной сцены — легендарная Ольга Яковлева, экс-звезда почти всех спектаклей Анатолия Эфроса. В ее переходе в МХТ не было, в общем, ничего удивительного. Олег Табаков впервые пригласил ее играть у себя в «Табакерке» еще в середине 1990-х, и за роль в «Последних» (постановка Адольфа Шапиро, 1995) она получила «Золотую маску». А в 2000-м с ней же он играл в «Табакерке» дуэтом в камерном спектакле «Любовные письма». В МХТ Яковлева дебютировала в спектакле «Кабала святош» (режиссер Адольф Шапиро), который изначально Табаков планировал делать с Натальей Гундаревой. Жизнь распорядилась иначе. В итоге Ольга Яковлева сыграла Мадлен Бежар за Гундареву, а своей действительно большой и значительной роли ждала до 2010 года, пока Адольф Шапиро не поставил на нее «Обрыв» Гончарова.

Из молодых медийных артистов тогда же на сцене МХТ возник Алексей Кравченко, прежде недолго служивший в Вахтанговском и параллельно игравший в Пушкинском театре в «Откровенных полароидных снимках» Серебренникова. Дебютировал он в МХТ в «Мещанах» (2004) Серебренникова, а затем был им же приглашен на роль Павла в «Господах Головлевых» (2005). Но окончательно Кравченко перешел в МХТ лишь в 2007-м. В случае Кравченко поражает то, что артист, поначалу многим казавшийся инородным явлением на академической сцене МХТ, в итоге лучше многих вписался в репертуар и сейчас успешно играет и в спектаклях Серебренникова («Человек-подушка» и «Зойкина квартира»), и в постановках Богомолова («Идеальный муж» и «Карамазовы»), и в сложносочиненном «Макбете» у Яна Кляты, и в олдскульном «Мефисто» у Адольфа Шапиро.

И опять Табаков переманил в МХТ очередного профи из родного Саратова — Сергея Сосновского, который на удивление легко вписался в труппу. Любопытно в этой связи его успешное взаимодействие с Кириллом Серебренниковым в «Господах Головлевых», «Человеке-подушке» и «Трехгрошовой опере», а также с Константином Богомоловым в спектаклях «Табакерки».

Одновременно с проверенными кадрами Табаков принял в театр молодого Юрия Чурсина, который прежде играл у Серебренникова в легендарных «Откровенных полароидных снимках». В МХТ Чурсин дебютировал сразу в двух спектаклях Серебренникова — «Лесе» (роль Алексея Буланова) и «Господах Головлевых» (Петенька), за которыми последовали еще три знаковых спектакля: «Человек-подушка» в постановке Серебренникова и две работы с Евгением Писаревым — «Примадонны» и «Пиквикский клуб».

Тогда же Табаков вернул в МХТ недавнюю выпускницу Школы-студии МХАТ Ксению Лаврову-Глинку, которая начинала в МХТ еще с «Номера 13» (режиссер Владимир Машков, 2001) и продолжила уже в первых знаковых мхатовских работах Серебренникова — «Господах Головлевых» и «Трехгрошовой опере», постепенно занимая важное место в репертуаре театра.

Из пополнения того сезона только Юрий Чурсин покинул МХТ, где он прославился, был востребован и прослужил 10 лет.

Огненно-рыжая звезда «Мастерской П. Фоменко» Ксения Кутепова на сцене МХТ сыграла в «Белой гвардии» рыжеволосую же булгаковскую героиню Елену Тальберг, на время декрета сменив в этой роли Наталию Рогожкину. Для режиссера Сергея Женовача этот спектакль был дебютом на сцене МХТ. Если вспомнить, что именно Женовач преподавал на том курсе Фоменко в ГИТИСе, из которого потом стал формироваться театр Фоменко, вопрос, почему Женовач пригласил свою ученицу, отпадает. Спектакль до сих пор в репертуаре, но играют его уже давно без Ксении Кутеповой, не променявшей свой театр на академическую сцену.

Рената Литвинова впервые вышла на сцену МХТ в спектакле «Вишневый сад» летом 2004-го. За ее театральный дебют отвечал в качестве постановщика Адольф Шапиро, а в качестве спонсора — Михаил Куснирович. В партнеры ей выписали из Питера ироничного суперпрофи Сергея Дрейдена (Гаев) и крепких игроков из «Табакерки» — Александра Смолякова (Лопахин), Яну Сексте (Варя) и Евдокию Германову (Шарлотта). После зашиканного критиками спектакля всем казалось, что Литвинова сама откажется от этой затеи и театр тихо снимет постановку с репертуара. Тем не менее спектакль с Литвиновой в роли Раневской до сих пор в афише МХТ. Более того, в 2012-м на Литвинову в МХТ поставили «Свидетеля обвинения» по Агате Кристи, позволив ей примерить на себя ту роль, что в свое время сыграла Марлен Дитрих в одноименном фильме Хичкока. А в 2018-м у Литвиновой в портфолио добавился новый спектакль — «Северный ветер», где она не только играет, но и выступила в качестве драматурга и режиссера. Будет ли ее присутствие в МХТ заметным после ухода из жизни Олега Табакова и ухода из театра Константина Богомолова, подружившегося с ней на почве участия в предвыборной кампании за московского мэра Собянина, покажет время. Хотя решающим фактором, вероятно, будут показатели бокс-офиса и мнение нового худрука о художественных достоинствах постановок.

2005-2006

Штат МХТ

Принято считать, что Михаил Трухин появился в МХТ вместе со своими давними питерскими приятелями Михаилом Пореченковым и Константином Хабенским. На самом деле Михаил Трухин был приглашен в МХТ лишь в 2005-м — на роль Гамлета. Произошло это в табаковском проекте по собиранию из медийных «ментов» под крышей МХТ питерской команды Юрия Бутусова. В 2006-м по результатам дебюта в «Гамлете» Трухина зачислили в труппу и не обидели ведущими ролями (в «Утиной охоте», «Зойкиной квартире», «Мастере и Маргарите» и т. д.). У тех, кто не видел его ранние работы в Петербурге — в спектаклях Бутусова в Театре на Литейном («В ожидании Годо») или в Театре Ленсовета («Войцек»), возможность интеграции этого артиста в труппу МХТ была поначалу под большим сомнением. Со временем бушевавшие в публике страсти по его поводу улеглись. В 2012-м «Гамлета», из-за которого было когда-то сломано столько перьев, сняли с афиши из-за смерти Марины Голуб. Сейчас в репертуаре артиста — долгоиграющий коммерческий хит Писарева «Примадонны» (2006), кабаретная «Зойкина квартира» (2012) в постановке Серебренникова, популярный «Мастер и Маргарита» (режиссер Янош Сас, 2011, роль Коровьева) и «Трамвай «Желание» (режиссер Роман Феодори, 2014), где вновь встретились на сцене два бывших питерца — Михаил Трухин и Михаил Пореченков.

В том же 2005-м в МХТ была зачислена юная выпускница Школы-студии МХАТ Светлана Колпакова, чей список ролей, сыгранных на сцене, обширен, пестр и, что показательно, включает в себя три работы у Богомолова — в «Идеальном муже», «Карамазовых» и «Мужьях и женах». Случай Колпаковой — наглядный пример того, как постепенно в МХТ на творческие судьбы артистов стали влиять не столько взгляды худрука театра, сколько взгляды режиссеров, работавших под его началом.

2006-2007

Штат МХТ

В 2006-м Табаков продолжил собирать в труппе МХТ медийных звезд и взял в театр Дмитрия Дюжева (которого все знали тогда прежде всего благодаря «Бригаде», хотя он имел достаточно красивый список и театральных работ) и Ирину Пегову, молодую звезду «Мастерской Петра Фоменко», ставшую чуть ли не символом труппы Фоменко после фильма Алексея Учителя «Прогулка».Для театральных завсегдатаев переход Ирины Пеговой из любимого публикой театра Петра Фоменко в еще не до конца реанимированный МХТ был несколько удивителен, но если вспомнить, что ее сначала завербовал в статусе приглашенной артистки для спектаклей в «Табакерке» Миндаугас Карбаускис («Дядя Ваня» и «Рассказ о счастливой Москве»), то все же понятен. К тому же почти сразу Пегова сыграла в МХТ в «Коньке-Горбунке» у Писарева, а позже в «Женитьбе» у Золотвицкого и в «Трамвае «Желание» у Феодори: завидные роли и главный театр страны — все понятно.

У Дмитрия Дюжева, чье появление в МХТ связано напрямую с кассовым хитом «Примадонны» в постановке Евгения Писарева, до МХТ был важный опыт театральный работы с Декланом Доннелланом в «Двенадцатой ночи» и Робертом Стуруа в «Ромео и Джульетте». Однако в МХТ его, как ни странно, задействовали мало. Помимо «Примадонн» можно отметить лишь работу в «Дворянском гнезде» в постановке Марины Брусникиной.

Одновременно с медийными звездами в труппу была зачислена и Наталья Швец, недавняя выпускница «Щуки», которая до МХТ участвовала в первых московских работах Кирилла Серебренникова («Пластилин», «Откровенные полароидные снимки», «Демон»), а также играла у Стуруа и Мирзоева. Однако в МХТ ее дальнейшая карьера оказалась связана вовсе не с Серебренниковым: из заметных работ Натальи Швец на большой сцене — роль Веры в «Обрыве» (режиссер Адольф Шапиро) и Маргарита в булгаковском «Мастере и Маргарите» (режиссер Янош Сас).

Вместе с опытными и медийными артистами в труппу, как всегда, вошли выпускники Школы-студии МХАТ, среди которых надо назвать, конечно, Максима Матвеева, получившего довольно скоро заметные роли в постановках Писарева («Конек-Горбунок» и «Пиквикский клуб») и Бутусова («Иванов»), а в недавнее время — в спектаклях Богомолова («Идеальный муж» и «Карамазовы»).

2007-2008

Штат МХТ

2007 год отмечен появлением в МХТ большой группы выпускников Школы-студии, но куда более важным событием стал приход в театр Николая Чиндяйкина. Поначалу он воспринимался как спорное приобретение МХТ, но только теми, кто ориентировался исключительно на его роли в сериалах, где его использовали в амплуа криминальных авторитетов, военных и чекистов всех мастей вплоть до Берии. Для театральных же людей Чиндяйкин — ученик Анатолия Васильева, многолетний соучастник его театральных экспериментов в лаборатории на Поварской и долгие годы артист в васильевской «Школе драматического искусства», режиссер, педагог etc. Идея взять его в МХТ исходила от Адольфа Шапиро, который пригласил Чиндяйкина в свой «Вишневый сад» на роль Фирса. В спектакле, поставленном еще в 2004-м, эту роль изначально играл один из старейших мхатовцев Владимир Кашпур. Когда потребовалось найти ветерану сцены замену, Шапиро привел Чиндяйкина. На его появление оперативно отреагировал Серебренников и пригласил в «Трехгрошовую оперу» на роль Пичема. Сегодня Чиндяйкин — один из самых занятых артистов старшего поколения в труппе МХТ.

2008-2009

Штат МХТ

Станислав Дужников ярким дебютом в 2009-м на сцене МХТ в спектакле «Пиквикский клуб» обязан Евгению Писареву. До этого у молодого артиста, много мелькавшего в телесериалах, было не самое завидное театральное CV: служба в Театре п/р А. Джигарханяна, антрепризы и редкие некоммерческие коллаборации вроде «Войцека» в ЦДР Рощина и Казанцева. После «Пиквикского клуба» Дужников сразу получил приглашение в штат МХТ и новую роль от Писарева в готовящихся к премьере «Призраках» Де Филиппо. В результате Дужников стал тем, на ком держится кассовый репертуар МХТ, в частности «Примадонны» и «Номер 13D».

2009-2010

Guest star

Гиперпопулярный телевизионный шоумен Юрий Стоянов в роли Кочкарева на сцене МХТ в спектакле Игоря Золотовицкого по гоголевской «Женитьбе» — еще один менеджерский ход Табакова. Поразительно, что вечно занятый Стоянов не манкировал обязанностями в МХТ и не ушел из проекта ни вскоре после премьеры, ни много позже. А в 2018-м даже развил формы сотрудничества с МХТ, поставив в модном жанре читки камерный спектакль по своей книге «Игра в городке» с участием известных артистов МХТ. Этот спектакль — несколько странный поворот в репертуаре академического театра, но при Табакове в МХТ, как известно, росли все цветы.

2010-2011

Штат МХТ

В этом сезоне в МХТ было принято несколько ярких выпускников Школы-студии МХАТ. О Паулине Андреевой, Яне Гладких и Викторе Хориняке скажем подробней. Все трое начинали выступать на сцене МХТ еще студентами. Причем некоторые — не только на вводах в текущий репертуар.

Паулина Андреева во время учебы сыграла в ряде заметных премьер — в «Околоноля» у Серебренникова, в «Кармен. Этюдах» у Сигаловой, в «Дворянском гнезде» у Брусникиной и т. д. После успеха в кино и на ТВ (сериал «Оттепель») ее положение в театре упрочилось: она из тех гламурных красавиц МХТ, наличие которых в труппе Табаков как худрук, думающий о сборах, всегда ценил.

Ее однокурсница Яна Гладких также все свои дебютные роли сыграла в МХТ еще в студенческие годы, но выступала в основном в классических ролях. Первой из них была Лиза в спектакле Брусникиной «Дворянское гнездо». Вообще же из режиссерского пула МХТ с Гладких больше всех работали Брусникина, Шапиро и Рыжаков, который даже пригласил ее и в свой спектакль на сцене «Мастерской П. Фоменко» «Пять вечеров» (2011).

Виктор Хориняк, принятый в МХТ в 2011 году, уже в 2012-м за роли Сергея («Леди Макбет Мценского уезда», Театр п/р О. Табакова) и Ивана Бездомного («Мастер и Маргарита», МХТ) был удостоен премии Олега Табакова. Сейчас имеет внушительный список ролей. В 2018-м сыграл в первом спектакле Дмитрия Крымова на сцене МХТ «Сережа».

Алексей Шевченков в труппе МХТ оказался после 13 лет службы в Театре п/р А. Джигарханяна. Однако главным его козырем в глазах руководства МХТ был обширный список ролей в сериалах и кино (более 60 названий), в числе которых — два шедевра Киры Муратовой («Увлечения» и «Три истории»). Дебют на сцене МХТ случился сразу же после зачисления — в спектакле «Прокляты и убиты» по неоконченному военному роману Виктора Астафьева в постановке Виктора Рыжакова. Далее последовали работы в «Господах Головлевых» Серебренникова (роль отца Иудушки Головлева — Владимира Михайловича), «Преступлении и наказании» в постановке Льва Эренбурга (роль Мармеладова) и других постановках. Через два-три сезона не встроившийся по разным причинам в труппу Шевченков незаметно исчез с афиши МХТ, хотя от этого артиста с большим драматическим потенциалом и сильной отрицательной харизмой в театре поначалу ждали многого.

2011-2012

Штат МХТ

Алексей Девотченко, один из самых ярких и значительных артистов своего времени, оказался в труппе МХТ сразу после ухода из МТЮЗа, где проработал всего два сезона. Перед тем Девотченко поменял множество театров Санкт-Петербурга, в том числе самых престижных. В 2014 году в 49 лет он погиб в собственной квартире при невыясненных обстоятельствах. За время работы в МХТ Алексей Девотченко сыграл Обольянинова в «Зойкиной квартире» (режиссер Кирилл Серебренников) и Федора в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина (режиссер Виестурс Мейкшанс). Параллельно с этим выступал с собственными моноспектаклями и работал в Гоголь-центре, где играл в спектаклях Серебренникова «Мертвые души» (Фетинья/Плюшкин) и «Мученик» (отец Всеволод).

В том же сезоне труппу пополнил зрелый медийный актер Федор Лавров. До этого он служил в БДТ им. Г. А. Товстоногова (2007—2011). Дебютировал на сцене МХТ в спектакле «Мастер и Маргарита» (роль кота Бегемота). В том же году был принят в труппу Художественного театра, но задержался ненадолго. Участвовал в нескольких постановках Кирилла Серебренникова в МХТ, «Седьмой студии», Гоголь-центре. Работал в МХТ также со Львом Эренбургом, Маратом Гацаловым, Евгением Писаревым, Константином Богомоловым. Параллельно много снимался и снимается как в сериальных проектах, так и в авто-рском кино. В 2014 году поставил в БДТ спектакль «Эрендира» по новеллам Маркеса и в 2017-м ушел из МХТ.

Guest stars

Идея пригласить в МХТ Лику Рулла, звезду рос сийской версии бродвейского «Чикаго» и прочих мюзиклов, принадлежала Серебренникову, который в итоге поставил с ней в МХТ «Зойкину квартиру» Булгакова с номерами на музыку 1920—30-х годов, звучавшую в берлинских кабаре в эпоху, предшествовавшую приходу к власти Гитлера. Продолжением мюзикхолльной линии в репертуаре МХТ стал второй развлекательный спектакль с Ликой Рулла — «Гордость и предубеждение» (2016) по роману Джейн Остин в постановке Алексея Франдетти.

О Розе Хайруллиной с восторгом писали в центральной прессе еще тогда, когда после театрального училища она 15 лет служила в Казанском ТЮЗе. Из провинции и творческого кризиса ее в 2009-м вытащил Табаков, взяв к себе в «Табакерку» и предложив для разгона роль Мурзавецкой в «Волках и овцах». Это был ее первый спектакль в постановке Богомолова. Из всех приглашенных звезд, игравших когда-либо в МХТ, Хайруллина сейчас чемпион по количеству ролей на сцене в Камергерском. После дебюта в МХТ в набоковском «Событии» (режиссер Константин Богомолов, 2012) она играла в спектакле «Он в Аргентине» по тексту Людмилы Петрушевской (режиссер Дмитрий Брус-никин, 2012), в «Свадьбе Кречинского» (режиссер Виестурс Мейкшанс, 2013), в спектаклях Богомолова «Идеальный муж. Комедия» (2013), «Карамазовы» (2013) и «Мушкетеры. Сага. Часть первая» (2015), а затем в «Макбете» (режиссер Ян Клята, 2016). Причем играла не только женские, но и мужские роли. Что в случае с бывшей тюзовской травести в принципе не удивляет, а скорее восхищает.

2012-2013

Штат МХТ

Александр Молочников, выпускник РАТИ-ГИТИСа и ученик Леонида Хейфеца, на сцене Художественного дебютировал в роли Вронского в спектакле «Каренин» (режиссер Виестурс Мейкшанс, 2012) и сразу стал много играть: «Новые страдания юного В.» Пленцдорфа (режиссер Василий Бархатов, 2012), «Пиквикский клуб» Диккенса (режиссер Евгений Писарев), «Сказка о том, что мы можем, а чего нет» (режиссер Марат Гацалов, 2013), «Удивительное путешествие кролика Эдварда» ДиКамилло (режиссер Глеб Черепанов, 2013) и др. С 2014 года начал сам ставить в МХТ: «19.14» (2014), «Бунтари» (2015) и «Светлый путь. 19.17» (2017). Дважды становился лауреатом премии Олега Табакова: в 2014 году — за главную роль в спектакле МХТ «Удивительное путешествие кролика Эдварда», в 2015-м — за постановку спектакля «19.14». В 2018-м после прихода в МХТ Сергея Женовача по воле нового худрука прекратил уже начатую работу над новым спектаклем для МХТ.

2013-2014

Штат МХТ

Главное приобретение года в труппе МХТ — Игорь Миркурбанов, с 1992 по 2006 год работавший в театре «Гешер» (Израиль), а затем вернувшийся в Россию. В 2007 году он дебютировал в Театре на Таганке, где сыграл Чацкого в спектакле «Горе от ума — горе уму — горе ума» Юрия Любимова и Ореста в «Электре» Тадаши Судзуки. В 2013 году был принят в труппу МХТ, где в тот же год сыграл в двух премьерах Богомолова — «Идеальный муж. Комедия» по Оскару Уайльду (роль Лорда) и «Карамазовы» (роль Федора Павловича Карамазова). А в следующем — Атоса в спектакле Богомолова «Мушкетеры. Сага. Часть первая». В Театре Табакова играет Тригорина в чеховской «Чайке» (режиссер Константин Богомолов, 2014). В 2017-м перешел в «Ленком», где дебютировал в роли Григория Отрепьева в «Борисе Годунове» (режиссер Константин Богомолов, 2014) и сыграл в двух премьерах Марка Захарова. При этом продолжает участвовать в трех спектаклях Богомолова в МХТ.

В том же сезоне и опять в спектакле Богомолова в МХТ появилась Александра Ребенок. У нее был довольно нехарактерный путь на сцену академичес-кого театра: с одной стороны — более 10 лет работы в независимых проектах, связанных с движением «Новая драма», Театром.doc, Центром Мейерхольда, ЦДР им. Рощина и Казанцева, «Фабрикой» и т. п., а с другой — пестрая сериальная практика. Тем не менее все это в итоге привело ее к первым заметным ролям на сцене МХТ — в спектаклях «Карамазовы» (режиссер Константин Богомолов, 2013), «Мефисто» (режиссер Адольф Шапиро, 2014), «Мушкетеры. Сага. Часть первая» (режиссер Константин Богомолов, 2015) и «350 Сентрал-парк Вест» (режиссер Константин Богомолов, 2016).

Guest star

Медийный и сериальный Виктор Вержбицкий — в прошлом звезда Театра им. Пушкина, которого в 2014-м переманил в «Ленком» Константин Богомолов, заняв в тамошнем «Борисе Годунове». В статусе приглашенной звезды в МХТ участвует в двух спектаклях Богомолова — «Карамазовы» (2014, роли Смердякова и Зосимы) и «Мушкетеры. Сага. Часть первая» (2015, роль кардинала Вити). Его присутствие на афише МХТ ясно свидетельствует, что на репертуарную политику и принципы формирования труппы МХТ в последние годы Олега Табакова большое влияние оказывал Константин Богомолов.

2014-2015

Штат МХТ

Евгений Сытый, в прошлом артист кемеровского театра «Ложа», широкой публике известен прежде всего по работам в фильмах Бориса Хлебникова — «Коктебель» (2003), «Свободное плавание» (2006), «Сумасшедшая помощь» (2009), «Короткое замыкание» (2009) и т. д. вплоть до «Аритмии» (2011). В 2014 году Евгения Сытого пригласил в свой проект «19.14» молодой актер и режиссер МХТ Александр Молочников. Затем Сытый сыграл у Молочникова в «Бунтарях» и в 2016-м стал постоянным членом труппы МХТ с шестью спектаклями в репертуаре, в числе которых, помимо спектаклей Молочникова, «Dreamworks* *Мечтасбывается» (2016) Виктора Рыжакова и ввод на завидную роль Бегемота в «Мастере и Маргарите» в постановке Яноша Саса, которая идет с 2011 года, периодически претерпевая изменения в актерском составе.

2015-2016

Штат МХТ

Евгений Перевалов, пополнивший труппу МХТ после пробных дебютов в спектаклях Богомолова, который приметил артиста в питерской «Мастерской Григория Козлова», имел до МХТ внушительный багаж ролей, среди которых князь Мышкин был, конечно же, главной. В МХТ Богомолов предложил ему в качестве пробного шара роль Артаняна в спектакле «Мушкетеры. Сага. Часть первая» (2015). После чего Привалов был быстро зачислен в штат, получил главную мужскую роль в старом спектакле Серебрен-никова «Зойкина квартира» и еще три в новых постановках Богомолова — «350 Сентрал-парк Вест», «Дракон» и «Три сестры», к которым добавились также роли в двух необычных проектах — «Светлый путь. 19.17» Александра Молочникова (к 100-летию Октябрьской революции) и гламурный «Северный ветер» Ренаты Литвиновой.

2016-2017

Штат МХТ

Светлана Устинова — последний заметный новичок труппы МХТ эпохи Табакова. Выпускница ВГИКа 2008 года с ролями в независимом кино, богатой сериальной фильмографией и небольшим сценическим опытом в спектаклях ЦДР дебютировала в МХТ в 2017 году в заглавной роли в минималистской «Мальве» (режиссер Данил Чащин), а в 2018-м сыграла Наташу в «Трех сестрах» Богомолова, уже не имевшего на том момент перспектив остаться в МХТ.

Guest stars

Инга Оболдина — классический пример независимой актрисы, не задерживающейся в стационарных труппах и имеющей при этом реноме отличного профессионала с сильной актерской индивидуальностью. Странным образом ее дебют в МХТ случился лишь в 2017 году — в спектакле Молочникова «Светлый путь. 19.17» она сыграла Крупскую. Удивительно, что выйти на сцену МХТ этой яркой актрисе довелось только незадолго до заката жизни Табакова, хотя за годы его руководства на сцене МХТ побывала толпа приглашенных артистов общей численностью не меньше роты.

Виктория Исакова начинала во МХАТе еще при своем учителе Олеге Ефремове, но мхатовский период был недолгим (1999—2001). Она ушла в Пушкинский театр к Роману Козаку. По стечению обстоятельств ее возвращение в Художественный на правах звездной гостьи организовал вовсе не Серебренников, с которым она работала и до его мхатовского периода, и после, а Александр Молочников, предложивший ей сыграть в своем «Светлом пути» (2017).

Алексей Вертков, ученик Сергея Женовача и ведущий актер его Студии театрального искусства, дебютировал в МХТ, когда уже все понимали, что смена руководства неизбежна, но не знали, что преемником Табакова станет именно Женовач, а его студию по решению Минкульта сольют с МХТ. Так что сейчас появление Верткова в «Светлом пути» Молочникова очень смахивает на иронию судьбы и привет от Кассандры.

Комментарии
Предыдущая статья
Восемнадцать лет эпохи Табакова в МХТ. Важнейшие даты социально-политической истории России 14.09.2018
Следующая статья
Восемнадцать лет эпохи Табакова в МХТ. Важнейшие даты театральной истории России 14.09.2018
материалы по теме
Новости
Благотворительный проект Константина Хабенского возобновят в МХТ
1 и 2 июня 2020 года на сцене МХТ представят театральный благотворительный проект Константина Хабенского «Поколение Маугли».
Новости
«Гоголь-центр» издал альбом «Кирилл Серебренников. Театр»
Более тысячи фотографий создают иллюстрированную режиссёрскую биографию – от первого московского спектакля «Пластилин» до авиньонской премьеры этого лета – постановки „Outside“.